Корнелий Зелинский. На литературной дороге: Очерки, воспоминания, эссе. – Подольск: Академия-XXI, 2014. – 496 с. – 600 экз.
Книга теоретика литературного конструктивизма Корнелия Зелинского (1896–1970), составленная его сыном Александром Зелинским, уникальна тем, что в ней кроме статей по литературе опубликованы автобиографическая повесть «На литературной дороге» и воспоминания о Блоке, Брюсове, Хлебникове, Маяковском. Но самое главное, в ней можно прочесть не публиковавшиеся при жизни записки К. Зелинского о встрече писателей со Сталиным на квартире Горького 26 октября 1932 года. На встрече присутствовали Л. Сейфуллина, Л. Авербах, М. Шолохов, Вс. Иванов, Л. Леонов, С. Маршак, Ф. Гладков, В. Луговской и другие писатели, всего около сорока человек. Завязалась дискуссия, и слово взял И. Сталин, который, в частности, сказал: «Есть разное производство: артиллерии, автомобилей, машин. Вы тоже производите товар. Очень нужный нам товар. Души людей… Вы – инженеры человеческих душ».
Одиннадцать человек, т.е. каждый четвёртый участник собрания, были арестованы и погибли в лагерях или расстреляны. «Но все, – как заметил К. Зелинский, – кто так или иначе коснулся личности Сталина – и Никифоров, и Зазубрин, и Авербах, – все были изъяты… Впрочем, в те годы ещё не был в разгаре культ личности. Писатели в его присутствии вели себя достаточно вольно. Но, как показали дальнейшие события, Сталин ничего не забыл».
Большой интерес представляет и очерк-воспоминание о последних годах жизни А. Фадеева «В июне 1954 года». «Я видел перед собой истинно человека, – писал К. Зелинский, – на арене души которого борются идея и порок, государственная целеустремлённость и физиологическая слабость, красота чувствований и тонкость ощущений и болезнь, прямота и двойственность, гордость и самоуничижение».
В книге «На литературной дороге» перед нами предстаёт образ российского интеллигента, всецело отдавшегося музе революции и сохранившего ей верность, несмотря ни на что. К. Зелинский навсегда остался романтиком, рыцарем и солдатом революции. «Мне иногда кажется, – писал К. Зелинский А. Ахматовой, – что я прожил несколько жизней за это время. И не знаю, какие из этих жизней были правильные или неправильные…».
Может быть, разобраться в этом поможет сам сборник.