Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 апреля 2016 г.
  4. № 15 (6549) (13.04.2016)
Телеведение

Рублёвка, 38

14 апреля 2016

Фантазии и враньё на ТНТ


Есть у Николая Носова такой рассказ – «Фантазёры». Сидят ребята Мишутка и Стасик на лавочке, соревнуются друг с другом, кто ловчее соврёт: кому акула голову откусила, а взамен неё новая отросла, кто автобус одной ногой раздавил, а кто на Луну летал. Смысл рассказа простой: фантазия – вещь безобидная, полёт воображения никому особого вреда не причиняет. Другое дело – враньё, да ещё с выгодой, как у соседского Игорька, который свою сестру оговорил. В общем, лучше быть фантазёром, чем брехуном.

Теперь всё стало не так просто. Грань между фантазией и брехнёй зыбкая. И чистый произвол фантазии, поставленный на поток, перекочевавший с лавочки на телеэкран, не столь уж безобиден.

Есть у канала ТНТ штатный фантазёр, продолжатель традиций Мишутки и Стасика в одном лице – сценарист Илья Куликов. За полтора года он выпустил два сериала («Чернобыль. Зона отчуждения», «Закон каменных джунглей»), в которых отказ от правдоподобия стал фирменным знаком, фишкой. Каналу, видимо, понравилось: «Ври дальше!» И вот, пожалуйста, новый сериал по тем же лекалам – «Полицейский с Рублёвки».

Что мешало авторам всех времён и народов в работе, «подрезало» им крылья? Реальность, диктат правдоподобия. Нужно было сверяться с действительностью или самому создавать вымышленные фантастические миры, прикрываясь художественной условностью. Однако сколько бы автор не менял декорации, он не мог упразднить основного – логики, смысла, причинно-следственных связей, психологической достоверности. Трудно было полностью пренебречь социальными и нравственными нормами, культурными стандартами, потому как и они выступали основой художественного правдоподобия. Можно было изобрести свою мораль, установить свои принципы социальной иерархии, отличные от тех, что приняты в обществе, но, взяв их за основу, отступить от избранной системы координат и жанровых рамок не представлялось возможным.

В фильмах по сценариям Куликова никаких рамок и системы координат нет, всё принесено в жертву кадру и фразе. В результате получается даже не винегрет, а просто месиво из ситуаций и положений, избитых сюжетных ходов, и длинной, уходящей за горизонт, череды роялей в кустах. Сгодится всё, всё пойдёт в ход: мелодрама и похабщина, комедь и боевик про оперов, лирика и мат, разврат и моральная проповедь. Чем-нибудь да зацепим зрителя. Ну а чтоб уж совсем сразить наповал, подбавим крутых тачек, валютных проституток, роскошных интерьеров и тотализатор. Тотализатора же, кажется, ещё ни у кого не было?

То, что раньше высмеивалось, – «Слон-живописец» – нынче последний писк моды, отличительная черта нового поколения сериалов.

«Полицейский с Рублёвки» – не комедия и не комикс. Хотя бы потому, что и комедия, и комикс имеют свои законы. Они – традиция, обязывающая мыслить в определённой связной и последовательной логике. В них даже схематизм персонажей и происходящих событий требует соответствующего художественного обрамления и обоснования.

Нельзя сделать российский клон Брюса Уэйна, назвать его Гришей Измайловым и отправить работать хохмачом-опером в отдел полиции «Барвиха-Северное». Не потому что это вторично, а потому что это глупо и ненатурально. Ну что он там забыл при своих миллионах? Зачем ему нужны «корочки»? При тех сыскных способностях, которые ему приписываются, он вполне мог бы развернуть самостоятельную борьбу с преступностью. Впрочем, к чему такие громкие слова? Какая преступность? Красивые фразы, звучащие из уст героя по этому поводу, не соответствуют тому, что видят телезрители на экране. А там либо раскрытие преступлений, которых, по сути, не было, либо расследование, которое на самом деле не ведётся. Затерявшиеся интуристы никуда не пропадали, ограбление инкассаторов – инсценировка, пропажа денег из сейфа – предлог к более тесному общению героини с неотразимым Гришей Измайловым.

При эдакой-то «сложности» следовательской жизни неудивительно, что большую часть времени сериала главный герой пьёт всё, что льётся, осеменяет всё, что движется, да хохмит над собственным начальником, патриотом-державником, выставляя его гомосексуалистом и трансвеститом.

Антураж правоохранительной деятельности в сериале – вообще лишь декорации, предлог для юмора ниже пояса, для утомительного потока хохм в духе предваряющего показ сериала «Комеди Клаб». В чём смысл таких затрат? Только в том, чтобы показать то же самое в картинках?

Впрочем, за всей этой разгульной жизнью вымышленного отдела полиции можно разглядеть и некий, как говорят теперь, месседж.

Лучшие «менты» – это разгильдяи и бездельники. «Своих» отмажем, «несвоих» замочим. Работа существует исключительно для того, чтобы использовать служебное положение в личных целях. Работать, особенно если не работать, – задорно и весело. Криминалистика, правила следствия – всё это день вчерашний. Шатайся по барам, клубись по клубам, будешь знать всё, что нужно. Будешь лучшим в мире следаком.

Ради клубнички прикручена мелодраматическая линия. Форматный такой тээнтэшный «разврат с человеческим лицом». Немного «фантазёрской» новизны: «валютные проститутки тоже плачут», они тоже люди, у них тоже есть высокие чувства. Правда, отдельно от прямых обязанностей. Но это понятно, они же профессионалки.

Отдельно стоит сказать об Александре Петрове, который играет главную роль в сериале. Раньше на афишах писали «фильм с участием такого-то». Теперь можно проще: фильм про Петрова. В премьерах последнего времени («Закон каменных джунглей», «Фарца», «Метод», теперь «Полицейский с Рублёвки»). Он утомительно однообразен. Разбитной парень («я ли вам не свойский, я ли вам не близкий»). Любитель девушек и красивой жизни. Не образ, а стандартный типаж с приросшей намертво ухмылкой.

Но, кажется, ничего другого от актёров нашему телевидению и не требуется. По всем каналам вместо фильмов – весёлые картинки». И в том, что на смену «Петровке, 38» пришла «Рублёвка, 38», кажется, есть некая печальная закономерность. При нынешних «фантазёрах», стоящих у руля сериального производства, актёрам ещё долго нечего будет играть, а зрителям смотреть.


 


 

Тэги: Телевидение Сериал Телесериал
Обсудить в группе Telegram

Сергей Морозов

Морозов Сергей Борисович родился в 1976 году. В... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS