Мешали ли творчеству Баха или Моцарта… войны? Башмет убеждён: нет. По мнению Юрия Абрамовича, для написания гениальных произведений потрясения войны композиторам необязательны, но зачастую дают новые творческие импульсы. Чайковский создавал балет «Лебединое озеро» во время очередной русско-турецкой войны и в патриотических целях дописал ещё один номер – Русский танец, нередко исполняемый сейчас отдельно. После Сталинградской битвы Штраус сочинил «Метаморфозы» под рабочим названием «Реквием по погибшей Германии»…

– ...И там, – напомнил маэстро, – есть почти незаметная музыкальная цитата из Третьей симфонии Бетховена – Похоронный марш. При исполнении часто возникает соблазн выделить его, но всегда остаюсь на стороне автора. Он в нотах подписал это место двумя пиано, чтобы звучало негромко, а поняли только те, кто смог… Когда начались гонения на евреев, Штраус, жена которого была еврейка, добился у Гитлера аудиенции и договорился, что откажется от всех регалий, уедет с женой в деревню. Там позже и скончался некогда самый титулованный музыкант Австрии.
Арт-директор Сочинского фестиваля и народный артист СССР, Герой труда РФ отметил, что Бетховен свою Героическую симфонию писал как своеобразную дань реформам Наполеона, выделив это в названии, а по окончании произведения, когда реформатор объявил себя императором, посвящение зачеркнул.
Башмету импонирует светлый финал творческого пути Шостаковича. Соната для альта и фортепиано (сочинение № 147), ставшая последним произведением советского классика, как бы устремляется от «Дон Кихота» к «Лунной сонате», а затем превращается в чистый до мажор. Мол, на фортепианной клавиатуре это только белые клавиши!
– Когда у Дмитрия Дмитриевича спрашивали, какая программа заложена в его произведениях, он говорил: «Слушайте, слушайте». Даже когда люди слушают музыку и думают об одном и том же, каждый слышит что-то своё… Мы сейчас на гастролях часто вечером играем обычный концерт, а днём – для беженцев...
ФЕСТИВАЛЬНЫЙ БУКЕТ

Проведённый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ, администрации города Сочи и традиционно собравший в этом году представительную международную команду деятелей культуры и искусства (с акцентом на страны БРИКС!), фестиваль с 12 по 23 февраля представил свыше пятидесяти мероприятий, в том числе около сорока концертов, множество выставок, мастер-классов, культурных акций... И это на двенадцати площадках, включая не только привычные Зимний театр и Органный зал, образовательные учреждения курорта и морвокзал, но и «Сити-парк», КЦ «Амфитеатр», ТЦ «МореМолл», Литературно-мемориальный музей Николая Островского. Скажем, в отеле «Жемчужина» с 14 по 16 февраля проходили заседания X Международной конференции по актуальным вопросам развития культуры и взаимодействия между всеми участниками профессионального сообщества в России (записи заседаний – в свободном доступе видеохостинга Rutube)…

А вот VI Зимний фестиваль в Москве с 10 января по 9 февраля объединил семнадцатью знаковыми культурными событиями шесть площадок! Но он и другие фестивальные проекты «Русского концертного агентства» по всей стране уже наступают на пятки Сочи. Правда, по словам известного московского музыкального критика и искусствоведа Вадима Пономарёва («Гуру Кена», создателя неофициального сайта Юрия Башмета bachmet.newsmusic.ru), атмосфера форума в южной столице по своей душевности и творческой многогранности не идёт ни в какое сравнение: «В том же Ярославле пресса – отдельно, а артисты – отдельно. Здесь и таланты, и воспевающие их поклонники из числа представителей многочисленных международных СМИ размещены в одном отеле, в шаговой доступности от главных фестивальных сцен и от моря, прекрасного в любую погоду! Ежевечерне насыщенная событиями фестивальная жизнь бурлит коммуникациями на всех этажах «Жемчужины» и в ближайших кафешках-ресторанчиках, растворяясь в тончайших ароматах золотых гроздьев магонии и серебристой акации, душистых белоснежных цветов алычи».

Традиционным «первоцветом»-камертоном проекта стал спектакль «Не покидай мою планету», который ни разу не повторяется и всегда «пульсирует импровизациями». Константин Хабенский с маэстро Башметом, Камерным ансамблем «Солисты Москвы» и героями Экзюпери провели удивительную экскурсию по Стране вечного детства.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТАРТ

На следующий день, до начала гала-концерта открытия фестиваля, советник Президента России Владимир Мединский зачитал со сцены Зимнего театра приветственный адрес Владимира Путина, высоко оценившего вклад организаторов в духовно-культурную эволюцию страны.
В водопаде света, в такт причудливым танцам сияющих колонн (оборудование предоставлено сочинскими прокатчиками), «Солисты Москвы» с Камерным хором Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва вдохновенно грянули ре-мажорную ораторию Gloria Антонио Вивальди (будто мощная энергия радости хлынула в огромные залы под расписные потолки и кружевные пилястры величественного собора, упирающегося шпилями в облака), а пианист Дмитрий Маслеев при помощи струнных квартета и оркестра закружил в лиричных переборах сочинения Бенджамина Бриттена «Юный Аполлон» (в античной мифологии Аполлон – бог света). Баянист Олжас Нурланов проникновенно и не хуже оригинального бандонеона исполнил зажигательные творения Астора Пьяццоллы «Сон» и «Страх» из цикла Five Tango Sensations.
Струнный секстет «Просветлённая ночь» Арнольда Шёнберга в авторском переложении для струнного оркестра «Солисты Москвы» представили умиротворённо, но не без драматичных «порывов ветра» и «высоких волн» – под стать вдохновившему композитора стихотворению Рихарда Демеля о беременной девушке и её возлюбленном, готовом признать нерождённое, но не его дитя…

Всероссийский юношеский симфонический оркестр восхитил «Половецкими плясками» Александра Бородина с хором, то грозно требующим стальными мужскими голосами «песен славы» хану, то серебряными женскими сопрано призывающим «улетать на крыльях ветра в край родной».
Колоратурное сопрано и солистка Мариинки Альбина Шагимуратова в арии Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова и каватине Нормы Casta diva из оперы «Норма» Винченцо Беллини своим изысканно-роскошным бельканто, сверкающим небесными красками в верхнем регистре и потрясающим в низах трагическими глубинами, вызвала заслуженные овации.

Скрипач Вадим Репин, солировавший в романтичном Первом концерте Сергея Прокофьева, безупречно справился с ролью «мальчика внутри сказки» и запомнился азартно-экспрессивными штрихами, завораживающим обыгрыванием длинных нот, а также отсутствием виртуозных пассажей. Ими он – с подачи автора музыки! – пожертвовал как раз ради… правдоподобия фантастической реальности?
Незабываемым заключительным аккордом концерта в исполнении Юношеского оркестра п/у Юрия Башмета стал лучезарный «Вальс» Мориса Равеля.
ЛЁГКАЯ ПОСТУПЬ МЕЛЬПОМЕНЫ
Премьера спектакля-концерта «Видимый миру смех и неведомые ему слёзы» режиссёра Марии Брусникиной с участием Евгения Миронова, Марии Смольниковой и оркестра «Новая Россия» по мотивам «Мёртвых душ» Николая Гоголя и «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке, отмечавшего в прошлом году девяностолетие со дня рождения, произвела впечатление алкогольного коктейля, где алкоголь – преимущественно музыкальный.

Написанная к спектаклю Юрия Любимова «Ревизская сказка» в Театре на Таганке музыка была автором значительно переработана, «настояна» на кинотемах и явлена миру в 1981 году в восьми частях, которые в 2025-м создатели фестивального представления перемешали по своему усмотрению, соединив с большими кусками гоголевской поэмы. Актёры то в плащах, лёгким движением руки превращающихся в юбки, то в цилиндрах, то в чепчиках искусно воссоздали узнаваемые литературные образы. К примеру, диалог двух светских дам уездного города N. – приятной во всех отношениях и просто приятной – о «весёленьком ситце», чересчур пёстрых «глазках и лапках», повсеместных «фестончиках» и «нашем прелестнике» Чичикове, строившем куры протопопше.

Конечно, мастерски отинтонированная Мироновым и Смольниковой пикировка городских сплетниц навеяла воспоминания о гениальном пятисерийном фильме Михаила Швейцера, сочной и выразительной сцене Инны Чуриковой с Лидией Федосеевой-Шукшиной, но затмить эту сцену не смогла (да и не ставила такую задачу?). Здесь ведь главное – воскресить в памяти аромат классики и создать определённую атмосферу, не более. Это как указательный знак, требовать от которого полного соответствия акцентируемому объекту бессмысленно. В библиотеку, господа: если хотите нюансы, все – к первоисточнику!

Отсюда и сопровождающие действо утрированно-гротесковые «живые картины» на заднике (аниме-фантазии на темы бессмертных персонажей Николая Васильевича), созданные ИИ без особых вывертов и хлопот. «Фантик» вполне под стать вкусу «конфеты». При этом музыкальный вкус – безупречен.
Этому принципу соответствуют и некоторые другие фестивальные постановки. Например, «Живые и мёртвые. Солдатами не рождаются» по роману Константина Симонова (режиссёр – Полина Агуреева). В нынешней программе этот спектакль приурочен восьмидесятилетию Великой Победы.
ЕДИНСТВЕННАЯ ОПЕРА БЕТХОВЕНА

А вот премьера единственной оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио» в постановке Ханса-Йоахима Фрая при художественном руководстве Юрия Башмета с участием Всероссийского юношеского симфонического оркестра и Гнесинского ансамбля современной хоровой музыки Altro coro под управлением Александра Рыжинского впечатлила своей монументальностью и щепетильностью, начиная от языка оригинала. Некогда возглавлявший оперные театры Дрездена и Бремена, Фрай в Сириусе, где трудится художественным руководителем Образовательного фонда «Талант и успех», давно приучает Черноморское побережье к традициям ведущих мировых сценических площадок.

Русскую текстовую «партию» достойно вёл Сергей Гармаш, представ в невокальном образе тюремщика Рокко (вокальный – бас Григорий Шкарупа, Берлинская опера). Дочь Рокко, юная Марцелина (сопрано Лаура Меенен, Мариинский театр), по сюжету драмы Жана-Николя Буйи влюбляется в нового помощника своего отца Фиделио (сопрано Эмилия Аблаева, Астраханский театр оперы и балета). А он – переодетая... Леонора, супруга одного из узников, Флорестана (тенор Роман Арндт, Мариинский театр). Отважная женщина решила вызволить любимого во что бы то ни стало.
Есть в этой истории «ужасов и спасения», разворачивающейся на фоне спроецированных на задник знаменитых мест заключения – таких, как Освенцим, – и негодяй-начальник тюрьмы дон Пизарро (бас Дмитрий Орлов, Московский театр «Новая опера» имени Е. В. Колобова), и благородный министр-ревизор Фернандо (бас Олег Цыбулько, Большой театр России), и влюблённый в Марцелину привратник Жоакино (тенор Тихон Горячев, Молодёжная оперная программа Большого театра России). Голоса подобраны отменные – как редкие камни в бриллиантовом колье. Вокальные номера перемежаются разговорными диалогами – это новаторство гениального автора, покоряющего слушателя также многокрасочными массовыми сценами. Неслучайно Михаил Глинка сказал однажды коллеге Александру Серову, что не променяет «Фиделио» на все оперы Моцарта.
Вершину героического классицизма, где революционный пафос противопоставлен тирании, благородство и доблесть – жестокости и бесчеловечности, Зимний фестиваль Юрия Башмета мужественно покорил назло свирепствующей за стенами Зимнего театра вьюге. Несмотря на немногочисленность в зале представителей конкретной ветви индоевропейских языков (немецкий в Европе считается одним из самых распространённых!) и вопреки продолжительности представления его в антракте почти никто не покинул. Героям премьеры ожидаемо устроили горячий приём, искупав в бурных аплодисментах.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ
Изюминкой сочинского февраля стало «Музыкальное путешествие по странам БРИКС». Межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики давно заставило говорить о себе глобальную экономику. Дошла очередь до искусства.
Вслед за «Солистами Москвы», исполнившими под чутким дирижёрским контролем Юрия Абрамовича «Элегию» Петра Чайковского, босиком на авансцене появились смуглые, одетые в пёстрые одежды и перья музыканты ансамбля «Ибуйамбо» (Ibuyambo) из ЮАР. Солист под аккомпанемент коллег с экзотичными музыкальными инструментами самозабвенно сыграл на звукоизвлекающем устройстве – одновременно струнном и духовом! – созвучную песням райских птиц африканских джунглей традиционную мелодию народа кхоса, верным сыном которого является... Нельсон Мандела.

«Ноктюрн» Чайковского с «Солистами Москвы» виолончелист из Египта Хассан Моатац Эль Молла, концертмейстер в группе виолончелей Катарского симфонического оркестра, исполнил самобытно, разбавив импровизации арабскими мотивами. А выступая со Всероссийским юношеским оркестром под управлением Антона Шниткина с «Ночными видениями Альгамбры» Кузьмы Бодрова, египтянин взял в руки ребаб.
Трио «Шираз» из Ирана со знанием дела «сплёл» персидский звуковой ковёр с затейливыми флейтово-цимбальными узорами и «цветами» перкуссии. Благодарная публика попросила повторить чудо на бис.
Домристка Екатерина Мочалова с «Солистами Москвы» подарила заливистую трель «Соловья» Александра Алябьева, а Чжан Ваньмей, солистка Камерного оркестра народных инструментов Харбинской консерватории, тоже участвующего в Зимнем фестивале в Сочи, – хрустальную «Весеннюю песню» на пипе.

Эфиопский пианист Гирма Йифрашева, позиционирующий себя наследником русской фортепианной традиции и возглавляющий центр исполнительских искусств в Аддис-Абебе, представил американизированную композицию «Пастух с флейтой». Отечественного колорита в программу добавил «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» Чайковского с блистательной солирующей скрипачкой Валерией Абрамовой.
«Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича в виртуозном исполнении Юношеского оркестра «уравновесили» андалусские ритмы грандиозного концерта для гитары с оркестром «Аранхуэс» Хоакино Родриго – спасибо артистичному бразильскому гитаристу и профессору Миланского Civica di Musica Claudio Abbado Эсдрасу Маддалону Эваристо. Он и сопрано Фатима Аль Хашими, руководительница музыкального отдела министерства культуры и развития Объединённых Арабских Эмиратов, выступившая в Сочи с арией Далилы из оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила», – участники гала-концерта «Классика-БРИКС» в Санкт-Петербурге в сентябре прошлого года в рамках X Международного форума объединённых культур.
Оптимизмом соцреализма, излучаемым частями «Концерта Жёлтой реки» Сиянь Синхай и Инь Чанцзун, китайская пианистка Чжи Инь, кажется, повернула время вспять, всколыхнув в памяти гимны недавнего советского прошлого.
ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ

Впервые на Сочинском зимнем фестивале Валерий Гергиев выступил с Симфоническим оркестром Мариинского театра. Разумеется, с аншлагом. Вторая симфония Иоганнеса Брамса, с которой начал маэстро, прозвучала вопреки светлой исполнительской традиции весьма мрачно, без танцевальных аллегретто и барочной эстетики, но с подчёркнуто скорбными глубокими размышлениями. Впрочем, и сам автор в одном из писем признавался: «Я никогда не сочинял ничего столь трагического и нежного...» А финал вообще стал отголоском итогового сражения добра со злом.
Пятая симфония Чайковского, с её «чувством уходящей жизни и страхом смерти» (согласно Петру Ильичу), прогремела траурным маршем, окрасив свойственную композитору фирменную мелодичность в роковые тона. Даже на возвышенную красоту анданте второй части, казалось, упала печальная вуаль. Но вальс-скерцо третьей части, с его трепетной полётностью, будто утопил жестокий рок в омуте струнных, чтоб тот... воскрес в финале в безапелляционности иерихонских труб. И был окончательно побеждён, обрушив на оркестр и дирижёра овации.
На бис Валерий Абисалович преподнёс залу мечтательный Полонез из оперы «Евгений Онегина» Чайковского.
«Реквием» Джузеппе Верди, сочетающий боль утраты (по другу композитора – поэту и писателю Алессандро Мандзони), торжественную всеохватность оперных сцен и исповедальное общение с Богом, облекли в звуки и эмоции Динара Алиева (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Рамон Варгас (тенор), Алексей Тихомиров (бас), Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, художественный руководитель – Геннадий Дмитряк, а также Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», дирижёр – Ильдар Абдразаков.

Когда-то запись «Реквиема» с участием Ильдара Амировича в качестве вокалиста была удостоена «Грэмми» в двух номинациях. Теперь за дирижёрский пульт встал он, великий бас и новый руководитель Севастопольского государственного театра оперы и балета, которому на закрытии VI Зимнего международного фестиваля искусств в Москве арт-директор и Сочинского фестиваля вручил премию Дмитрия Шостаковича, учреждённую Международным благотворительным фондом Юрия Башмета.
Дебют имел оглушительный успех. Однако фестивальная палитра настолько яркая и богатая, что для освещения всех «красок» не хватит целого номера «ЛГ». И всё-таки о некоторых важно сказать «хотя бы строчкой».
ХОТЯ БЫ СТРОЧКОЙ...

В фестивальных рамках прошли вечер джаза от группы Klazz Brothers & Cuba Percussion и специального гостя – немецкой оперной дивы, лауреата премии Echo Klassik Симоны Кермес; вечер фламенко от хореографа Дэвида Гутьерреса и «Фламенко-Балета Барселоны», представивших фантазию на тему «Кармен» Проспера Мериме и Жоржа Бизе; вечер балета «Денис Родькин и друзья», объединивший премьеров и прима-балерин Большого театра, Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля и Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.





В Сочи продолжили начатое в Москве творческое празднование столетия со дня рождения выдающегося виолончелиста, одного из основателей Квартета имени Бородина Валентина Берлинского. В программе участвовала его дочь – известная пианистка и актриса Людмила Берлинская. Второй год подряд в сотрудничестве с Санкт-Петербургским Домом музыки прошёл «Марафон романтических сонат». В рамках образовательной программы большую работу провели несколько департаментов Международной музыкальной академии, в том числе департамент композиции и инструментальный. Апогеем Зимней школы поэтов – трёхдневного курса интенсивных занятий, лекций и мастер-классов под руководством современных поэтов, организованного совместно с Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля – стал традиционный Турнир поэтов, в котором на этот раз убедительную победу одержал Алексей Сальников.

Объявил победителей XI Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. В номинации «Струнный квартет» ими стали Михаил Промышленников (Ижевск) и Борис Карякин (Красноярск), а в номинации «Фортепианный ансамбль» – Константин Борисов (Москва). В жюри конкурса под председательством Александра Чайковского творения нового поколения сочинителей музыки оценивали Патрик де Клерк (Бельгия), Кузьма Бодров, Валерий Воронов (Германия), Муратбек Бегалиев (Киргизия) и Антон Танонов (Россия).



Программа гала-концерта фестивального закрытия в исполнении Юношеского оркестра и Хоровой капеллы имени А. А. Юрлова в День защитников Отечества включала произведения Бетховена, Россини, Брамса, Глазунова. Состоялись мировые премьеры сочинений Кузьмы Бодрова, Алексея Сюмака, Валерия Воронова. Солировали пианист Денис Мацуев, виолончелист Василий Степанов, баритон Николай Землянских, сопрано Рамиля Баймухаметова и талантливый внук арт-директора фестиваля – скрипач Грант Башмет.


Снимки предоставлены пресс-службой Зимнего фестиваля искусств в Сочи.