«ЛГ»-досье:
Виталий Митрофанович Молчанов – поэт. Родился в 1967 году в Баку. Учился в АЗИНЕФТЕХИМ им. М. Азизбекова и в ГАНГ им. И.М. Губкина. С 2014 года работает директором Оренбургского областного дома литераторов им С.Т. Аксакова. Лауреат премии губернатора Оренбургской области «Оренбургская лира», региональной литературной премии им. П.И. Рычкова, премии литературно-художественного журнала «Дети Ра» и др. Автор книг «Я не умею на бумаге врать», «В конверте неба», «Про Лешего и не только». Готовится к печати сборник стихотворений «На отеческой глине».
– Чем оренбургский литпроцесс отличается от московского? Есть какие-то особенности? Талантов у вас больше, литературных жуликов меньше?
– Если и есть различия между оренбургским и московским литпроцессами, то только территориальные. Мы находимся в более выигрышном положении, потому что самым чудесным образом расположены на стыке Европы и Азии. Можно, особо не заморачиваясь, успеть за один день выступить и перед «европейской», и перед «азиатской» публикой, знай только переезжай с одного берега Урала на другой. Шучу, конечно.
Провинция остаётся провинцией – в плане размаха и финансирования областному центру со столицей тягаться сложно. Но мы не унываем. Есть в Оренбурге настоящие писатели-подвижники, которые своим самоотверженным трудом двигают литпроцесс к новым вершинам. Это Наталья Кожевникова – главный редактор альманаха «Гостиный Двор», Вячеслав Моисеев – главный редактор альманаха «Башня», Александр Москвин – молодой талантливый поэт. Кстати, трое из них являются сотрудниками областного Дома литераторов им. С.Т. Аксакова, который я с недавних пор возглавляю. К своему величайшему сожалению, я не могу перечислить всех писателей, причастных к нашей общей большой работе по сохранению и продвижению русского художественного слова в Оренбуржье. Поверьте, их немало, во всяком случае, в несколько раз больше, чем пресловутых литературных жуликов. Да и что такое «литературный жулик»? Просто писатель-неудачник, любящий денежки больше поэзии и прозы. Жулик постоянно стремится издать нечто сборно-коллективное, разумеется, за бюджетные средства, где ему, как редактору-составителю, обязательно перепадаёт кусочек. Не беда, что рыльце в пушку, главное – нос в табаке. То, что изданное никакой художественной ценностью не обладает, дело десятое. Серое кладётся к чёрному, чёрное – к серому. Разбавляется весь этот хлам неплохими по качеству работами, всё тщательно взбалтывается, перемешивается, и вот – блюдо к употреблению готово. Рекомендуется подавать горячим к юбилеям и праздникам. Хочешь – жуй, не хочешь – плюй. Охота громко заявить потенциальным спонсорам: «Если деньгам в ваших карманах тесно, то раздайте их сирым и голодным! Пожалейте ёлки в конце концов – не плодите окололитературную макулатуру!» Знаю, что в Москве тоже подобных «кулинаров» предостаточно.
– А что за фестиваль «Красная гора» у вас проходит?
– Он появился в 2013 году. Полностью называется Международный фестиваль содружества национальных литератур «Красная гора». Это моё любимое детище. Он пока ещё совсем крошка – третий по счёту раз в этом году, но растёт и развивается при чуткой заботе Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области. Цель нашего фестиваля – укрепление творческих и дружественных связей поэтов, прозаиков, переводчиков, драматургов вне зависимости от места их проживания, национальности и вероисповедания, открытие новых дарований, привлечение талантливых национальных писателей-самородков в литературную жизнь Оренбуржья. К нам приезжали такие замечательные поэты и прозаики, как Евгений Чигрин, Андрей Щербак-Жуков (Москва), Станислав Айдинян (Москва – Одесса), Владимир Шпаков, Галина Илюхина (Санкт-Петербург), Алексей Остудин, Лилия Газизова (Казань), Айдар Хуcаинов (Уфа), Ян Бруштейн (Иваново), Диана Кан (Новокуйбышевск), Александр Ялфимов (Уральск) и др. Мы, организаторы, стараемся проводить фестиваль интересно – не только в областном центре, но и в районах области. Нам есть что показать гостям: Аллею Героев в Шарлыке, Мемориальный комплекс поэта Мусы Джалиля в Мустафино, усадьбу С.Т. Аксакова в Бугурусланском районе и собственно саму Красную гору в Саракташе.
– А почему вас называют Полковник из Макондо? Откуда такое прозвище?
– Это дружеская шутка, связанная с моей любовью к произведениям великого колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса. Всё, что вышло из-под его пера, было мной читано-перечитано не один раз. Я никогда не бывал в Колумбии, да и до полковника так и не дослужился. После срочной остался «страшным сержантом». Но стихотворение «Чужие мысли по Г.Г. Маркесу» всё же написал четыре года назад, и оно было опубликовано в журнале «Дети Ра». Сейчас пишу про людей, принявших на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия – юродство во Христе. Не хотелось, чтобы это стало поводом для шуток.
– Вы, стало быть, в Оренбурге знаменитость?
– Нет, я просто известный в оренбургских литературных кругах человек, пишущий стихи и хорошо выполняющий свою работу в Доме литераторов.
– А с Азербайджаном, в котором родились, связь какую-то поддерживаете? Творческую, допустим...
– Благодаря заведующей отделом поэзии литературного общественно-политического журнала «Литературный Азербайджан» Алине Талыбовой несколько лет назад у меня в Баку были опубликованы две подборки стихотворений. Одна – в журнале «Литературный Азербайджан», другая – в газете «Мир литературы». Город детства и юности всегда был, есть и будет очень близким для меня. Прекрасно знаю, что прежнего, милого сердцу Баку уже нет, что дорогие мои бакинцы разбросаны по всему земному шару, но продолжаю c грустью вспоминать хорошее и светлое, связанное с волшебным городом у моря. В 2012 году на международном конкурсе «Эмигрантская лира» в Бельгии я прочитал стихи, посвящённые Баку, которые были удостоены специального приза.
– Вы – директор областного Дома литераторов, член Координационного совета «Ассоциации писателей Урала», есть и другие должности. Не многовато ли? Трудно, наверное, заниматься административной работой, да ещё что-то координировать...
– Я привык много работать. У нас есть Дом литераторов, где все пишущие могут получить квалифицированную помощь ведущих методистов. Мы, сотрудники Дома литераторов, так решили и неукоснительно соблюдаем это правило. Для нас нет членов, одночленов или многочленов, а есть авторы, творящие современную литературу. Рукописи читаются и рецензируются. Ведётся активная работа с творческой молодёжью, проводятся литературные мероприятия как в городе, так и в области.
Хочу выразить искреннюю благодарность координатору и создателю «Ассоциации писателей Урала» Александру Борисовичу Кердану. Руководители двадцати трёх писательских организаций СПР и СРП Урала, Поволжья и Сибири раз в год собираются на традиционную конференцию, где обмениваются новостями, устанавливают творческие связи, общаются и дружат. Разве это не здорово? А как замечательно Кердан проводит раз в два года в Каменске-Уральском семинары-совещания для молодых авторов! Я дважды у себя, совместно с родным Министерством культуры, организовывал Межрегиональный семинар-совещание для молодых «Мы выросли в России», используя наработки и ценный опыт Александра Борисовича. Всё это сейчас крайне необходимо…
– А зачем? Разве не проще заниматься стихами и только стихами? Объединителей и литчиновников всегда хватает, а вот хороших авторов...
– Поэт – это не только стихи, хотя они самое главное, но и пространство, которое он создаёт вокруг себя. Рядом с поэтом должна кипеть жизнь, клубиться литературная атмосфера, происходить сплошная круговерть из читателей, почитателей, поклонниц, недругов, друзей, благодарных и неблагодарных учеников. Замыкаться в себе и на себе не стоит – кругозор сужается, стихи начинают писаться только от первого лица. А ведь поэт должен создавать свой богатый мир, населённый персонажами-литгероями. Где ж их взять, кто послужит для них тогда прототипом?
Объединителем быть – дело неблагодарное. Склеивать две половинки разбитой когда-то чашки – мартышкин труд, потому что всё равно протекать будет. Чашку надо снова вылепить из глины, обжечь, раскрасить, наполнить содержимым и только потом любоваться ею всласть. Я считаю, что в нынешнее предвоенное, тяжёлое для России время пора представителям двух писательских союзов забыть междоусобные распри и как можно более тесно сотрудничать, потому что все мы делаем одно большое дело – возрождаем русскую литературу, пытаемся пробудить у молодёжи интерес к серьёзной поэзии и прозе. На сегодняшний день никаких субъективных и объективных причин для отторжения друг друга у союзов нет. И ещё. Когда постоянно вертишься как белка в колесе, когда некогда ни головы поднять, ни спины разогнуть, начинаешь ценить личное время, и тогда стихотворчество превращается в праздник. Только бы не потерять, по Заболоцкому, «смысла живую основу».
– Вы достаточно много публикуетесь в России и за рубежом, но громких поэтических наград пока не удостаивались. Что, столичные критики и эксперты относятся к вам как к провинциалу?
– Я стал серьёзно заниматься литературой семь лет назад. Началось всё с интернет-поэзии, а продолжилось в реале. За эти годы успел поучаствовать во множестве самых разнообразных поэтических конкурсов, в том числе и международных. Частенько в них побеждал или занимал призовые места. Так что я молодой автор, и у меня всё ещё впереди... Русская поэзия лучшими своими произведениями обязана провинции – к корням, знаете ли, ближе, к земле, к истокам. Честнее она, провинциальная поэзия, душевнее и богаче. Родиной от неё пахнет. Есенин, Кузнецов, Рубцов, Передреев, Золотцев, Сопин… Список можно продолжать и продолжать.
– В чём же тогда дело?
– Не знаю. Я на «громкие поэтические награды» пока свои работы не выставлял. Но в недалёком будущем обязательно попробую из любопытства.
– А что нужно сделать для того, чтобы у нас наконец стали оценивать авторов по качеству текстов, а не по связям?
– Создать квалифицированное жюри и организовать работу в формате анонимного конкурса: подборки выставляются под номерами, оцениваются, выбираются лонг, шорт, финал и победители. Если по условиям премии участвуют книги, то требуется создать сверхквалифицированное жюри из компетентных и честных людей. Анонимное голосование обязательно.
– Ну так у вас как раз есть некоторые возможности хотя бы в рамках Оренбурга. Вот показали бы пример Москве и Питеру, а мы бы потом взяли ваш опыт на вооружение...
– Москвичи, берите с оренбуржцев пример – придумайте и создайте свой эксклюзивный поэтический фестиваль! А то у нас он есть, а у вас нет. И не забудьте пригласить в гости, конечно.
Беседу вёл Игорь ЧЕРНЫШОВ