Знаковая авиапремьера прошла в России – 29 августа 2023 года импортозамещённый Суперджет 100 совершил первый полёт. Заменены около 40 систем и агрегатов: лайнер можно называть новым. Он пробыл в воздухе около часа.
И всё же о создании подлинно своей версии самолёта говорить рановато, на отечественных двигателях ПД-8 он ещё не летал. Но усилия по замене импортной авионики, навигационных средств и материалов после тридцати лет простоя отечественной гражданской авиации дали впечатляющий результат.
Наш авиапром, мировой лидер в 1960–70-е годы, в начале 1990-х, при новом политическом руководстве, полностью ушёл с торговой арены, сдав позиции «Боингам» и «Эйрбасам». Советской авиапромышленности принадлежало также лидерство в создании реактивной авиации (Ту-104 – первый полёт 17 июня 1955 года). Упоминаемая при сравнении с Ту-104 английская «Комета-4» стала к началу эксплуатации, по сути, иной в сравнении с «Кометой-1», а именно: в полтора с лишним раза больше по взлётной массе, свыше чем вдвое по дальности, в 2,3 раза по пассажировместимости, имела другие двигатели. Из первых девяти построенных «Комет-4» семь разбились в авиакатастрофах. Упорное продавливание англичанами «Кометы» где только можно объяснимо лишь их стремлением занять лидирующее место в истории самолётостроения, хотя оснований для этого не было.
Другое дело СССР. В киевском ОКБ Антонова создали первый в мире широкофюзеляжный Ан-22 («Антей», первый полёт 27 февраля 1965 года), по нагрузке в 60 т превосходивший все в мире. 1 декабря 1968 года впервые взлетел Ту-144 – первенец сверхзвуковой пассажирской авиации. Он заметно опередил по времени появления англофранцузский «Конкорд». Проиграв соревнование в самолётостроении, противники предприняли всё, чтобы бросить чёрную тень на Ту-144, и добились своего.
«Сухой Суперджет 100» – узкофюзеляжный ближнемагистральный самолёт, первый крупносерийный пассажирский лайнер, разработанный в России после распада СССР. Он способен перевозить от 87 до 108 пассажиров на дальность до 4600 км. В разработке участвовали иностранцы. Доля импортных поставок достигала 77 %, но, несмотря на «иностранный вклад», самолёт не стал ни экономичнее, ни надёжнее.
С переводом российской политики на самостоятельные рельсы все зарубежные партнёры поспешили уйти. Так выросли ставки на свой «Сухой Суперджет 100». И вот 29 августа с испытательного аэродрома Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре в небо взмыла в значительной мере русифицированная машина. Самолёт получил новые отечественные конструкционные материалы, в том числе композитные, отечественную навигационную технику и авионику. Правда, пока борт оснащён прежними, франко-российскими двигателями SaM-146. Но работа с двигателями ПД-8 вышла уже на стадию государственных испытаний. Разработчики обещают начать серийное производство в 2024 году. Наш двигатель имеет примерно те же характеристики, даже обещают несколько меньший расход топлива: 0,61 кг/Кг-час. против 0,629 кг/Кг-час. у SaM-146.
Есть основания полагать, что специалисты «Объединённой двигателестроительной корпорации» смогут довести до идеала новый двигатель в рекордно короткие сроки. Тогда самолёт станет полностью отечественным.