«Рынки не судят о желаниях, они их удовлетворяют», – пишет Сэндел. Не все готовы видеть в этом проблему. Ведь если есть обоюдное согласие и не нарушены ничьи права – значит, сделка чистая и мораль здесь ни к чему. Профессор Сэндел не согласен. Он полагает, что не все желания равноправны, даже если они не вредят другим людям. Что, удаляя мораль из отношений, мы теряем слишком много (и даже с точки зрения эффективности). Наконец, он считает, что, выставляя всё на продажу, человек уничижает себя, рассматривает себя как примитивный объект торговли, и это сродни рабству.
Вы бы хотели, чтобы курильщикам заплатили за то, чтобы они бросили курить? Толстякам – за то, чтобы сбросили вес? А как насчёт того, чтобы школы платили детям за хорошую учёбу? В действительности всё это уже происходит. В США и Великобритании есть такие программы: их внедряют страховые компании, их используют для сюжета реалити-шоу. И деньги помогают. Вот только – в 90% случаев – ненадолго. Сброшенные килограммы, как и дурная привычка, возвращаются в течение полугода после того, как за избавление от них перестают платить. У людей просто не было другого – осознанного, прочувствованного – стимула. Со школьными успехами сложнее. Иногда эффект оказывается долговременным – но только в том случае, если с деньгами детям предлагается что-то ещё. Не обычное усвоение программы, но углублённый курс, который прежде был достоянием немногих. Тогда у детей может появиться ощущение, что это «круто».
Сэндел считает, что без этих внеэкономических ощущений из жизни пропадает вкус и страдает способность к сотрудничеству. В одном из детских садов Израиля ввели штрафы для тех родителей, кто опаздывал забирать детей в конце рабочего дня. После этого опаздывающих стало больше! Родителям перестало быть стыдно перед воспитателями, ведь теперь можно просто заплатить штраф.
Иногда рыночная стоимость чего-либо снижает его настоящую стоимость. Открытка со словами, написанными пусть немного коряво, но от души, приятнее открытки с чужим гладким текстом. Поздравительная речь, произнесённая от сердца, дороже, чем поздравительная речь, купленная у профессиональных копирайтеров. Подарок – это вообще не рыночное понятие. С точки зрения рынка лучший подарок – деньги (даже лучше, чем подарочная карта от магазина, которые сейчас получили распространение). Ведь на деньги можно купить то, что сам хочешь. И, однако, даже экономисты, вступая на эту почву, чувствуют себя неуверенно и признают, что отобразить всю ценность подарка в терминах экономической науки невозможно. Подарок – это и сигнал о внимании, и обозначение твоей готовности потратить время и усилия на выбор (или творчество), и отражение твоего представления о человеке… Много чего нематериального заложено даже в самом скромном подарке, в то время как деньги – безлики.
Профессор Сэндел всерьёз опасается, что, отказываясь от неэкономических соображений, люди делают свою жизнь примитивной. В сущности, он пишет о том, что не только спрос рождает предложение, но и предложение навязывает себя там, где прежде не было спроса, эксплуатируя человеческую слабость, доверчивость, бедность, готовность ходить лёгкими путями. И это механизирует отношения даже в той жизни, которую мы до сих пор называем «личной».