Перейти к содержанию
  Среда 27 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    18 июля 2023 г.
Культура

С широко закрытыми глазами

Лаврова Людмила Лаврова Людмила — 18 июля 2023
Фото предоставлены НЭТом / Автор - Тася Архипова-Шматова

Волгоградский Новый экспериментальный театр (НЭТ) завершил сезон тремя подряд спектаклями «Вий» по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя- спектаклем, побившем все рекорды посещаемости в истекшем сезоне. Билеты на него разлетались в первый день продажи, зрители смотрели его по нескольку раз! «Вию» только исполнился год, но он безоговорочно завоевал внимание публики, на него приезжают из других городов страны, даже из Петербурга и Москвы.

Жаркий (+ 34 ) июль, пятница, суббота и воскресенье. Но волгоградские любители театра пошли не на пляж – они пришли в НЭТ на своего любимого «Вия» в постановке ведущего артиста НЭТа,заслуженного артиста РФ Андрея Курицына. А театр в свою очередь устроил своим зрителям настоящий праздник закрытия сезона. Я такой церемонии ни разу не видела ни в одном театре нашей страны. Здание НЭТа расположено на площади, поэтому окружающее пространство позволило проведение некоего действа, а именно: на подступах к театру и до самого главного входа была постелена красная ковровая дорожка, окружённая «золотыми» столбиками с натянутыми между ними красными бархатными канатами. С одной стороны вдоль дорожки стояли красные легковые машины с гигантскими красными же бантами на крышах (красное – значит, красивое!), по другую была организована фотозона с логотипами театра. На площади играла музыка. Не ожидавшая такого почтительного отношения к себе публика радостно фотографировалась в фотозоне, а по ковровой дорожке шла с некоторым смущением. А в фойе театра – новые сюрпризы: везде расставлены столы, а на них – бокалы с шампанским для угощения публики и маленькие шоколадки на один зуб. Был также установлен для обозрения замысловатый костюм Вия, но в таком виде страха он не вызывал, наоборот, привлекал своей сложностью и зловещим видом. Публика чувствовала себя как на королевском приёме, но не сильно ошибалась: в другом фойе для зрителей был выставлен настоящий золотой трон и каждый желающий мог запечатлеть на нём себя. А встречали публику молодые капельдинеры, юноши и девушки в строгих костюмах цвета тёмного бархата театральных кресел. А девушки ещё и в цветочных венках, точно таких, какой будет в спектакле на голове Панночки.

Спектакль, как и само произведение, непростой: весёлое и беззаботное начало действия перетекает сначала в мистический хоррор, а затем и в трагедию. Во время действия в зале стояла такая тишина, что иногда казалось, что я там одна, поразило также сосредоточенное внимание, с которым публика смотрела «Вия». Но за интерес к театру и спектаклю зрители были вознаграждены и по его окончании. Когда отгремел шквал аплодисментов, на сцену вышла директор театра Ангелина Шершень и, тепло обратившись к публике, попросила её внимания , поскольку театр хочет показать документальный фильм о главных событиях закрываемого сезона. Зрители, не желавшие расходиться, с удовольствием снова сели на свои места. Ровно через 7,5 минут, когда в зале начал постепенно зажигаться свет, с верхнего яруса по всему периметру театра на публику, как гигантские конфетти, полетели разноцветные воздушные шары. Люди радостно их ловили, шары не давались, их ловили снова! А те шары, которые не поймали, устлали пол зрительного зала красивым разноцветным «покрывалом».

Вот такая «сказка» сказывалась и такое дело делалось. А теперь – к собственно спектаклю.

- Я был и остаюсь приверженцем классики, - говорит Андрей Курицын.- Уверен, что чем точнее мы будем к тексту и времени Гоголя, тем вернее определим суть его произведения.

Под стать режиссёру и художник-сценограф Леонид Чуриков, и художник по костюмам Эдуард Абрамов. Декорации – традиционные, яркие и красивые, моментально «объясняющие» время и место действия. Костюмы очень живописные, выразительные, соответствующие времени действия, прекрасно передающие образы действующих лиц.

На сцене - типичный украинский сельский вид: плетень, на котором сохнут роскошные головы подсолнухов и разноцветные домотканые коврики. Яркий солнечный свет (художник по свету Андрей Мирошниченко). Справа и слева - покрашенный темно-зелёной краской забор, в котором и калитка есть, и арка. Ближе к заднику - какая-то странного вида церковь в сумерках, то ли «неживая», то ли готовая обрушиться. В финале спектакля станет ясно, почему у этого храма такой вид.

Трое весёлых семинаристов-бурсаков (от слова «бурса» - общежитие)- философ Хома Брут (Максим Чекашкин) и два его приятеля – ритор (ученик школы риторики и ораторского искусства) Теберий Горобец (Дмитрий Гнацинский) и богослов и звонарь Халява (Михаил Гордеев) окончили учебный год и идут из Киева на хутора, чтобы исполнением духовных песнопений, а, если повезёт, то и репетиторством, заработать деньги. Они несут с собой небольшой колокол. Хлопцы устали и решили на ближайшем хуторе попроситься на ночлег. Старуха-хозяйка – вылитая Баба Яга с длинным, горбатым носом, сгорбленная и растрёпанная (Михаил Румянцев) с неохотой пускает их на постой, но размещает всех в разных помещениях. Хоме достался пустой хлев. Только он приготовился уснуть, как пришла хозяйка, её глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Старуха вскочила на спину Хоме, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понёс её на плечах своих».

Хома начал читать молитвы и чувствовал, что ведьма при этом ослабевала. Ему удалось сбросить с себя старуху, вскочить ей на спину и отлупить поленом. Старуха, издавая дикие вопли, упала на землю и превратилась в молодую, красивую девушку. В страхе Хома пустился бежать во весь дух и возвратился в Киев.

Оказалось, что девушка – это Панночка (Анастасия Фролова), дочь богатого сотника (Сергей Симушин), и что она перед смертью просила, чтобы её отпевал три ночи в церкви рядом с гробом именно Хома. Эта просьба дошла до ректора семинарии (Дмитрий Макаров), и Хому отправили на хутор отпевать покойницу, а чтобы он не сбежал, его сопровождал казачий конвой.

Как только Хома начал отпевать умершую, она ожила, вышла из гроба, пыталась приблизиться к семинаристу, и тот в ужасе начертил вокруг себя круг, за который Панночка пройти не смогла. На другую ночь отпеваемая не только летала и кружила вокруг Хомы, но и качалась на гигантских качелях, подлетая к самому кругу, в котором стоял семинарист, причём, качелей, никуда не прикреплённых – они как бы висели в воздухе, но при этом расступалась стена церкви. Жуть жуткая даже для зрителей, что уж говорить о бедном парне. Семинарист, напуганный происходившим до полусмерти, хотел отказаться от отпевания в третью ночь, но сотник запугал его, и он смирился. Ох, как зря! Мало того, что Панночка снова ожила и всячески пыталась отомстить своему убийце, в том числе, напусканием порчи, в храм явился Вий со свитой и потребовал поднять ему веки, отвисавшие до земли, чтобы посмотреть на свою потенциальную жертву. Хома знал, что смотреть на Вия нельзя, что это смертельно опасно, но не справился с искушением и быстро глянул. Обрадовался Вий, засветились узким, но ярким лучом прожекторов его глаза. Тут и возникло начало конца Хомы… Он лихорадочно, в бешеном темпе читал молитвы, трясся в своём круге, как осиновый лист на ветру, и уже ни на какую помощь не надеялся. Стало ясно, что из того состояния, в котором пребывал Хома, дорога только одна – туда, откуда не возвращаются.

Но в постановке семинарист-философ не умирает на сцене, а стремительно пробегает через весь зал к самому дальнему выходу, этим создается впечатление, что он не умер, а сбежал. Увы… В конце спектакля его товарищи - Тиберий и Халява - у маленького костерка (замечательная работа сценографа Леонида Чурикова, костёр не видео, а как настоящий) поминают его рюмкой горилки.

В сценах в церкви, которые по напряжённости, непривычности и ужасу происходящего - самые сильные в спектакле, хотя несильных сцен в постановке нет, восхищает и процесс вставания Панночки из гроба – это целая церемония, и её полёты, и окружение ею Хомы. Для необычности и красоты приглашенная балерина на пуантах в костюме Панночки (белые, длинные, многослойные, летящие одежды) танцует вокруг начертанного Хомой круга зловещий танец. А глаза Панночки – покойница всё-таки - сделаны из специальных линз большими и мертвенными - такие глаза могли бы быть у слепого человека.

Увлекшись запугиванием семинариста, вся нечисть во главе с Вием не услышала крик петуха и не успела вернуться в свой мистический мир, навсегда оставшись в храме, который становится заброшенным - тёмным, кособоким, с опрокинутым, готовым вот-вот упасть крестом. Таким он и «отъезжает» к заднику сцены и смотреть на него - горько.

Свет во всех церковных сценах тоже зловещий: то в полумраке вдруг возникает световой вихрь – это Панночка ниоткуда влетает в церковь на качелях. То в темноте появляется Вий со свитой и темнота вокруг него медленно рассеивается. То сиявшая в ночи луна покрылась темными пятнами и померкла. Необычным показалось то, что когда Хома уже на грани смерти, Вий вдруг снимает с себя верхнюю часть костюма и оказывается Явтухом (Сергей Викторов), а свита – его сыновьями Спиридом (Алексей Жидков) и Дорошем (Евгений Михайленко). То ли это предсмертные видения Хомы, то ли режиссёр хотел сказать, что никакого Вия-то и нет, и все страхи – это только страхи.

Артисты в разных сценах часто проходят через зал, создавая ощущение, что то, что происходит в спектакле, - не там где-то, и даже не на сцене, а здесь, вот прямо на этом месте, где сидит тот или иной зритель, и таким образом зрители становятся как бы участниками событий или, во всяком случае, живыми их свидетелями. Однако, на мой взгляд, церемонию пронесения гроба с Панночкой по залу нужно сделать менее стремительной, чтобы публика успела осознать, что это не аттракцион, а реальная смерть, гибель, а смерть – это навсегда. Даже если покойница – ведьма.

Все артисты, участвовавшие в спектакле, восхитили многогранностью талантов: они исполняют духовные песнопения, как настоящие церковные певчие (Максим Чекашкин, Дмитрий Гнацинский и Михаил Гордеев), танцуют, как профессиональные танцовщики (хореограф – Алексей Жидков), поют, словно солисты оперы или хоровых коллективов, и играют на музыкальных инструментах (музыкальный руководитель – Ольга Булискерия). Особенно впечатлило исполнение песни Верой Шарковой (Баба) и забавное подпевание-подвывание ей Девкой (Татьяна Гончарова). Причём, и танцы, и песни, да и сама актёрская игра в большинстве сцен (кроме церковных) поданы с юмором, особенно сцена на базаре с бубликами и плюшками, где Вера Шаркова и Татьяна Гончарова в затейливых народных костюмах очаровывали обаянием и пластичностью и зрителей, и действующих лиц.

Повесть Гоголя «Вий» входит в сборник «Миргород», но в отличие от других произведений цикла, в «Вие» зло персонифицировано в мифологических образах Вия, демонического существа славянской мифологии со смертоносным взглядом, и Панночки.

«Вий» был написан Гоголем в 1834 году, почти 200 лет назад, но насколько современно и актуально это произведение и выводы, которые читатель (зритель) сделает по ознакомлении с ним: страх – очень плохой помощник; в любых ситуациях не распускай руки; на любое действие есть противодействие; потакание своим соблазнам к хорошему не приводит; око за око, зуб за зуб; смерть – это навсегда.

Подлинная гоголевская атмосфера спектакля, и соответственно, его резюме создана НЭТом обычными театральными средствами, но необычно талантливыми людьми и одной «огромностью», очень важной для любого театра - работой потрясающих артистов.

Театр Театральная площадь Спектакль

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Русская мечта Вячеслава Стародубцева

25.09.2023

В учёном сообществе

15.09.2023

И снова «ЛАВР»

07.09.2023

Эволюция смыслов и взглядов

06.09.2023

Ах, нуаре, нуаре!..

30.08.2023

Дыхание как искусство жизни

1121 голосов

Творцы судеб

547 голосов

Театр нельзя законсервировать

347 голосов

„Читая эту мерзкую книжку“

192 голосов

Живая классика

159 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты