На киноэкраны вышел „Салют 7“, а по телевидению показали „Время первых“
Наконец преодолена инерция периода, когда про полёты в космос снимать кино было нельзя по соображениям секретности: ни про победы, ни тем более про поражения.
Первый фильм постсоветского периода на космическую тему, вышедший три года назад «Гагарин. Первый в космосе», хоть и не очень понравился – Юрий Алексеевич остался для создателей неразгаданной загадкой, – но указал верную дорогу в жанре. Космическая эпоха в СССР столь богата выдающимися личностями и захватывающими, драматическими коллизиями, что хватит на десятки фильмов и сериалов. Есть чем гордиться, что показывать детям, кому подражать. Такие фильмы сейчас редкость. К тому же технические возможности кинематографистов так возросли, что им стали доступны чудесные неземные пейзажи в сценах, происходящих в открытом космосе.
Обе картины основаны на реальных событиях: «Время первых» (режиссёр Дмитрий Киселёв, среди продюсеров – знаменитый Тимур Бекмамбетов, очень чувствующий народное кино) почти документальная – о первом выходе человека в открытый космос – делалась под присмотром участника полёта Алексея Архиповича Леонова. «Салют 7» (режиссёр Клим Шипенко, среди продюсеров – знаменитый Сергей Сельянов и один из руководителей ВГТРК Антон Златопольский) – по мотивам драматического ремонта повреждённой станции «Салют» экипажем Джанибекова–Савиных, завершившегося «оживлением» станции. И там, и там в центре событий два космонавта и руководители полётов. И напряжённый, «голливудский» сюжет, в котором одни драматические, кажется, непреодолимые обстоятельства наслаиваются на другие, но космонавты с помощью тех, кто работает в ЦУПе, героически их преодолевают.
У первого фильма, если придираться, недостаток один, произрастающий, разумеется, из достоинств. В ролях космонавтов самые известные, самые раскрученные российские артисты, но Евгений Миронов лет на 20 старше своего героя, и когда он в образе молодого, бесшабашного, Алексея Леонова, то понимаешь, что актёр играет очень хорошо, но всё же играет, а Хабенский сливается с немногословным, несколько закрытым Павлом Беляевым, и забываешь, что это актёр, игравший Колчака, Лещенко и Троцкого. Безусловно, выдающимся артистом Владимиром Ильиным прекрасно сыгран Сергей Королёв, а также хороша вся команда инженеров и конструкторов в ЦУПе, до последнего не отчаивающихся и спасающих космонавтов и в космосе, и на земле, потерявшихся при нештатной посадке на Урале.
Во второй ленте очень удачный выбор исполнителей на роли космонавтов, тут никаких сомнений не возникает: талантливым и тоже известным, хоть и более молодым Владимиру Вдовиченкову и Павлу Деревянко веришь. Несгибаемый, надёжный командир и талантливый инженер-конструктор спасают станцию, спасают честь русского космоса, спасают себя. Картина более динамична, напряжённа и… менее правдива. Здесь у космонавтов и руководителей полёта другие имена. И события не документальные, а во многом придуманные, иногда шокирующие. Сомневаюсь, что на корабле мог неизвестно откуда появиться таракан. И тюбик с водкой, и уж тем более сигарета с зажигалкой! Возможно ли курение на станции, где к тому же катастрофически не хватает кислорода? А уж то, что ключевое действие в ремонте станции осуществляется кувалдой, смахивало на издевательство, поскольку отсылало к гротескному образу пьяного русского космонавта в американском «Армагеддоне». Сомнение вызвала и трактовка образа руководителя полёта (Александр Самойленко), слишком несдержанного, паникующего, в отчаянии швыряющего стул и разбивающего стеклянную стенку в ЦУПе.
Думаю, прототипам: замечательным Валерию Рюмину, Виктору Савиных и Владимиру Джанибекову, а также другим участникам того легендарного «ремонта» это не очень понравилось. Впрочем, фильм делался не для них, а для молодёжной аудитории, которая, к сожалению, привыкла к американским киностандартам и к тому, что реальные персонажи нашей недавней истории изображать можно как угодно. Как, например, в сериале «Гостиница «Россия», прошедшем на Первом канале. Там руководители Москвы 70-х Гришин, Промыслов и их жёны показаны вызывающе карикатурно. Оскорбительных искажений истории в этом сериале намного больше, чем в пресловутой «Матильде», однако протестов почему-то не слышно.