В этом году у московского поэта Валентины Сидельниковой вышел новый сборник – «Дождей хрустальные шаги». Беседуем с автором о творческом развитии, влиянии интернета и значении писательских сообществ.
– Валентина, вы инженер по профессии и поэт по призванию! Уже более десяти лет вы активно занимаетесь поэтическим творчеством. Как изменились ваши стиль письма и подход к поэзии за это время?
– Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Скажу так: раньше стихи писались спонтанно, по настроению. Надо было успеть записать, чтобы не ушли. От этого иногда страдал размер, но возвращаться к ним и снова обдумывать каждую строчку не хотелось. За годы творчество обрело более чёткие формы. Появилась ответственность за каждое слово, желание, чтобы мои мысли были наиболее полно восприняты, чтобы читатель прочувствовал моё эмоциональное состояние. При этом профессия инженера, требующая логики и точности, работает и при написании стихов: размер, ритмика, рифма, отточенность мысли. Я не позволяю себе отступить от этого и свалиться в юношескую свободу от всего.
– Как вы оцениваете влияние современных технологий и социальных сетей на развитие и популяризацию литературного творчества? Помогают ли они непосредственно вашему творчеству?
– Безусловно, современные технологии вошли прочно во все сферы жизни и творчества. Это не только офисные программы для формирования и оформления текстов, это и возможность познакомить более широкий круг читателей со своими стихами и прозой, прочесть чужие ещё не изданные стихи, сравнить и чему-то научиться. Множество литературных и лингвистических сайтов являются, по сути, университетами в этой области для людей других специальностей, желающих расширить свой кругозор.
– Вы член нескольких литературных сообществ. На основе вашего опыта, способствуют ли подобные организации развитию талантливых авторов?
– Да, конечно, ведь собираются единомышленники, делятся своим творчеством и подсказывают, когда возникают сомнения, когда что-то не нравится в своих стихах. В таких сообществах организуются всевозможные литературные конкурсы, заставляющие поднять планку своего творчества. Судьями в таких состязаниях бывают и маститые поэты, прозаики, литературоведы, и сами члены клуба. Оценивая творчество своих соратников, более серьёзно относишься и к качеству всего, что сама выставляешь на суд читателей.
– Как происходит взаимодействие с читателями и поклонниками вашего творчества? Что запомнилось больше всего?
– Поначалу мои стихи, конечно, читали только родные и близкие знакомые. Я сама делала вручную небольшие сборнички. Тогда я слышала только восторженные отзывы. Позже круг читателей многократно расширился благодаря интернету и печатным изданиям. Появились и отзывы, среди которых бывали и отрицательные или советы, как улучшить то или иное стихотворение. С некоторыми критиками завязалась дружба, распространившаяся за пределы одного сайта.
А запомнилось мне откровение одной моей знакомой. Она сказала, что, заботясь о своей престарелой свекрови, читает ей стихи Тютчева и Сидельниковой, а та их учит наизусть. Согласитесь, приятно встать в один ряд с признанным поэтом-классиком, хотя я понимаю, что в большой степени это аванс, который надо отработать.