Татьяна Скорикова. Берёзовые родники: избранные стихотворения. – М.: У Никитских ворот, 2024. – 160 с.
Поэзию Татьяны Скориковой отличает большое внимание к слову как таковому, к множеству его смыслов, к его красоте и благородству. Всеми своими помыслами она связана с Родиной, с её эстетикой, с её природой, с её людьми. В новой книге поэта, «Березовые родники», мы действительно ощущаем ту родниковую чистоту, которой невозможно напиться, а каждый глоток даёт ощущение счастья.
Казалось бы, о России написано немало стихотворений. Но Скорикова справедливо считает эту тему неисчерпаемой, поскольку всякий поэт вставляет свой мотив в вечный хор и тем самым делает его звучание новым. С первых стихотворений автор открывает нам своё творческое кредо: это величие и благородство России во всех его проявлениях, величие, выраженное в стихотворной форме.
Ах, медвяная,
Русь багряная,
золотистая и туманная,
белоснежная и безбрежная,
белоствольная, колокольная,
своевольная и раздольная...
С первых строк мы можем увидеть, каким синтаксическим ключом открывается эта поэзия. Максимальное внимание автор уделяет эпитету, который оживляет любое существительное, придаёт ему эмоциональную окраску, дополнительные смыслы и значения. В Руси она видит огромный спектр красок, и это стихотворение помещено в начало книги, конечно, не случайно.
Для утверждения своих творческих идей Скориков использует весьма богатый арсенал художественных средств, главным из которых является удивительная напевность. Здесь все возможности силлаботоники идут Скориковой на пользу. Она очень тонко чувствует, где необходимо придать строке напряжение, сгустить смыслы, а где дать возможность словам легко течь по воле поэтических волн и ветра. Мне представляется важным отметить и её работу над формами слов, в частности извлечение из русских корней общих семантических основ:
Берега, берега, берега…
Дивных зорь золотой оберег.
Снова в сердце трепещет строка,
зарождаясь в слиянии рек,
что по жизни текут, по судьбе,
сквозь истории ход и века,
под спасительным ликом небес,
сберегая одно – берега.
Книга довольно объёмная. И хоть она явно состоит из избранных стихотворений, построена как исповедь. На одном дыхании. И это не фигура речи. Очень грамотно пользуясь синтаксисом, маневрируя с темпоритмом, очень чётко разграничивая цезуру и финализирующие катрены конструкции, она легко может целое стихотворение построить без единой точки внутри, поставив её только в конце. Здесь Скорикова полностью следует теории, что стихотворение – это, как правило, лирический миг, и он цельный. Приведу этот текст целиком, чтобы вы могли на примере это ощутить.
В электричке
А электричка по привычке
стучит, стучит... И день внахлёст,
сжигая километры спичкой
от бересты шальных берёз,
струной гитарной рвёт предсердье,
пока за мартовским окном
не станет обретеньем тверди
мелькнувший в отдаленье дом,
где тихо скрипнут половицы,
и солнце проскользнёт с крыльца
котёнком рыжим на страницы,
касаясь мордочкой – лица,
где сантиметрами уюта
пронизан каждый Божий час,
где печка – бабушка как будто,
согреет в непогоду нас,
где запах старости и детства
румяной корочкой зари
с Николой мудрым – по соседству, –
как хлебный дух добра, парит
над нашей жизнью быстротечной,
в которой март под стук колёс
сжигает берестою млечной
за годом год – на струнах вёрст...
Помимо непрерывности ритма, хотелось бы отметить работу с деталями. Здесь импрессионизм не размытый, он насыщен подробностями, и каждая из них на своём месте.
Бесспорно, сейчас, говоря о поэзии, невозможно не затронуть гражданскую позицию поэта. Она, в конце концов, даёт нам понять, пишет человек кровью или чернилами, игра для него литература или же жизнь. Скорикова не может пройти мимо той борьбы, что ведут русские люди за свою свободу. Тема Новороссии звучит в её стихах отчётливым лейтмотивом, наполненным страданием, сочувствием и верой в победу.
Но вера жива в Кременном и Попасной,
в Донецке, где жертв от обстрелов не счесть.
Отныне и впредь – наша память безгласно
отдаст всем погибшим за Родину честь.
Когда-то и там будет мирное небо,
и пруд воссияет, и тишь воцарит…
И солнце краюшкой румяного хлеба
взойдёт над Донцом, улыбаясь, в зенит.
Отрадно, что патриотическая линия у Скориковой – не в лоб, тонко, с продуманным образным и метафорическим рядом.
Зная и понимая суть нашей Родины, Скорикова делится с нами впечатлениями от красоты русских мест. Очень важной частью книги является цикл «Русский Север». В нём удивительное обаяние и манкость, особое умение дать новую жизнь в поэзии неброской северной природе.
Край карельских берёз и морошки,
и суровых неброских красот,
постигаю тебя понемножку
там, где время замедлило ход.
Последняя строка мне кажется удивительно точной. Вообще время и пространство для Скориковой не линейны. Она ощущает их словно в 3D, она способна придать нескончаемый объём самому простому, обычному, словно подтверждая ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора…».
В этой книге весь мир. Человек, который не бежит впечатлений, счастлив, а тот, что способен воплотить впечатления в поэзию, счастлив вдвойне. Скорикова воспринимает поэзию как путь к счастью, путь к тому, чтобы человеческая память хранила прекрасное, избавляясь от уродливого. И мы вместе с автором этой книги также будем счастливы после её прочтения.