Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 июня 2024 г.
  4. № 22 (6936) (05.06.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Сделать горький хлеб сладким

05 июня 2024

Елена Щапова де Карли. Эдуард Лимонов. Письма любви. – М.: Зебра Е, 2024. – 302 с.

Эта книга претендует на то, чтобы стать главным открытием года в жанре нон-фикшен. Елена Щапова де Карли выпустила в издательстве «Зебра Е» свои мемуары, назвав их «Эдуард Лимонов. Письма любви». Пусть название никого не сбивает с толку. Это не лирические исповеди, это напряжённый, нервный, завораживающий предельной искренностью текст. И главных героя там два – автор и мятущаяся разъятая Россия ХХ века. При чём здесь Эдуард Лимонов? Ну а какая Россия ХХ века без Эдуарда Вениаминовича?

Мастодонты советской богемы, конечно, помнят Леночку Козлову, которую со странной нежностью прозвали Козлик. Не так много из них осталось в живых. Но те, кто жив, помнят. Возможно, они станут самыми яростными оппонентами этой книги. Это неудивительно. Честность всегда необъективна, её смысл в субъектности. И другие субъекты часто реагируют на неё как на ложь и вымысел. Зеркальность нашей жизни и литературы тут налицо.

Козлова – девичья фамилия автора. Первая часть книги – великолепно написанный автофикшен, зрелый, тонкий, ценный деталями. Удивительно лёгкий, несмотря на драматизм. Значимость этого повествования в том, что в нём – судьба страны, а не отдельного человека. Удивительное сочетание, можно заметить. Предельная индивидуализация чувственной стороны и, с другой стороны, полное отсутствие творческого эгоизма. Щапова де Карли щедро отдаёт место и время своим персонажам, по ним мы видим, как жила наша страна – какими мыслями, какими идеями и какими драмами.

Каждая глава – это не просто описание, это черта большого партера страны. Какие для меня лично главные? Это, конечно, образ отца, одного из ценных советских специалистов: отец показан глазами дочери, и это очень любопытно получается в контексте масштаба его личности! Тонко и не подражательно описаны нюансы советского детства со шпаной и буллингом, времени, где сильным личностям требовалось особое усилие, чтобы себя оградить от низости мира. Щапова де Карли – мастер детали, она непринуждённо вытаскивает из памяти и дарит нам те эпизоды, что потом долго не дают забыть о себе. «Да здравствует лето и волшебная дача в Томилино! Но пока что зима, я и мой друг Андрей. Мы с ним «неразлучная пара попугаев». Играем. Любим друг друга телячьей любовью. Когда он заболел ветрянкой, мы целовались не на жизнь, а на смерть – лишь бы не разлучили, – так, что на следующий день я с восторгом увидела, что из белого человека превратилась в зелёного. И что теперь мы можем спокойно продолжать играть вместе».

Она – романтик. Для неё категория особенного – самое важное. И эту категорию она всю жизнь выискивала в событиях, людях. Истории из её юности пленяют. И неожиданное замужество, когда её фактически выкрали и это само по себе её не оттолкнуло, а, напротив, поразило, уложилось в её представление о мире, и караван любовных историй, где свобода на первом месте, и вызов всему привычному укладу, и лихость первой манекенщицы из СССР в западном мире. Но её романтизм способен повернуться в самую что ни на есть сентиментальную сторону, когда она рассказывает о вынужденном расставании со своей собакой. Горек хлеб эмиграции – это известно всем. Но Щапова де Карли на этих страницах умудряется сделать его в меру сладким.

Читая книгу, я испытывал терпкие чувства. Много позже, в середине двухтысячных, общаясь со своими хорошими парижскими знакомыми – Виталием Амурским и Николаем Дронниковым, я слышал все имена, что Щапова де Карли упоминает. И Стацинского, и Котлярова (Толстого), и Алексея Хвостенко (Хвоста). А книги Ирины Одоевцевой в отрочестве формировали меня во многом. А тут Щапова де Карли описывает свои встречи с ней. По сей день дружен я с Юрием Кублановским, одним из персонажей этой книги. Сиживал я и в «Клозери де Лилла», коротая время в разговорах с русскими писателями, которых теперь отнесло далеко и от родины, и от меня. Эх…

Вторая часть книги – письма Лимонова к Щаповой де Карли. Устроена эта часть оригинально. К каждому письму есть авторский комментарий, далеко не мемориальный, просто уточняющий. В этой части воздух раскаляется, понимаешь, какие чувства кипели между этими двумя, начиная от почти случайного знакомства в Москве до того, как их пушинками носило по миру и они слипались лишь на короткое время. Страсти такие, что поздняя встреча героев в Москве достигает в исполнении автора бунинской силы. Только Бунин умел так описать охлаждение между людьми.

Уверен, эта книга даст читателям бездну информации о великих людях, поразит остроумием оценок, дерзостью и смелостью и – что самое важное и без чего дерзость и смелость превращаются в наглость и хамство – отменным вкусом во всём.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS