Ещё не так давно Новый год пах дефицитными мандаринами, шоколадными конфетами и салатом оливье. Сегодня, во всяком случае в столицах, можно купить практически любые экзотические фрукты, но на праздничном столе в большинстве семей непременно будут и ностальгические мандарины. Не только в холодной России, но и в странах бывшего Союза и в Китае, где ароматный оранжевый фрукт символизирует финансовую независимость. Как сложились традиции прощания со старым годом и встречи нового и почему в большинстве стран поднимают бокалы именно в ночь на 1 января?
Земледельческие народы планировали жизнь в масштабах солнечного года – времени, пока Земля обегает вокруг Солнца. Для охотников важнее был лунный год – смена четырёх фаз Луны. Даже в Библии изрядно путают лунные года и солнечные – то-то Мафусаил «прожил» 969 лет. Лунных, скорее всего.
Все земледельческие народы отмечали важные астрономические события, солнцевороты. Зимний, 21 декабря, – самый короткий день в году. Летний, 21 июня, – самый длинный. В Северном полушарии день летнего солнцеворота отмечался как день Ивана Купалы, но довольно скромно. Летом слишком много работы… Вот зимой – другое дело! Урожай давно собран, можно потратить много времени, а еды пока вполне хватает.
Новый год долго начинали отсчитывать с равноденствий. Весной, 19–21 марта, и осенью, 20–21 сентября, когда по продолжительности день равен ночи. Равноденствия примерно соответствуют времени начала полевых работ или времени сбора урождая. Примерно – потому что в разных широтах сельскохозяйственный год начинался в разное время. В Вавилонии он начинался с апреля. Мусульманский Навруз приходится на 31 марта. Китайский Новый год – с 21 января по 20 февраля. Сразу видно – это южные страны. Там «весна» начинается, когда над Россией ещё свищут зимние ветры.
В Вавилоне богам под музыку и пение приносили обильные жертвы – мясо, овощи, фрукты, молочные продукты, пиво и пальмовое вино. Праздновать полагалось неделю: плясать, петь, поедать пищу, пить вино и пиво. Римляне праздновали Новый год 1 марта, и тоже очень жизнерадостно.
В Византии Новолетие начиналось с 1 сентября: к концу сельскохозяйственного года. Новолетием открывался не только новый годичный цикл, но и церковный календарь. Патриарх служил особые литургии в храме Св. Софии и совершал крестный ход.
В привычную для нас дату Новый год поместил Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э. – 44 г. до н.э.). Он ввёл юлианский календарь: разделил год на 12 месяцев, и начинался год теперь не в марте, а с 1 января. В конце декабря праздновались январские календы, посвящённые двуликому богу Янусу. Это божество всех начинаний, всех дверей, начал, входов и выходов. Не случайно одно лицо Януса повёрнуто в прошлое, другое – в будущее.
В римском календаре не было привычных нам чисел месяца. Но были фиксированные точки – календы. Само слово «календы» происходит от calo – объявлять, созывать, провозглашать. В Древнем Риме понтифик, ответственный за слежение за ходом времени, оглашал начало нового месяца. В первое число месяца, по календам, платились проценты по долгам и возвращались сами долги. Откуда и слово calendarium – «долговая книга». Отсюда и «календарь», и «колядки»: в календы полагалось петь священные песни, а исполнителей – одаривать.
Во всей громадной Римской империи 1 января люди должны были желать друг другу успеха и удачи. Ведь первые пожелания – самые сильные, они обязательно сбудутся. Уже в ставшей христианской империи и Рождество пришлось на самый конец декабря… совсем-совсем незадолго до Нового года! Календы легко охватывали оба праздника. Новый год отбрасывал на Рождество тень веселья, семейственности, чувственных удовольствий. Рождество освящало Новый год, придавало ему почти религиозную торжественность.
На севере Европы с древнейших времён праздновали йоль – день солнцеворота. Три дня подряд люди радовались тому, что теперь день будет становиться всё длиннее – пусть всего на один воробьиный шаг. Приняв христианство, сохранили поклонение ёлке, но соединили йоль с Рождеством.
В языческие времена йоль не был для германцев началом года. В Германии Средних веков считали началом года Мартынов день, 11 ноября. В Англии отмечали начало года в День всех святых, 1-го числа римского месяца ноября.
Когда-то солнцеворот приносил бог Тор – в колеснице, запряжённой священными животными, козлами. В Финляндии Дед Мороз до сих пор Йолло-пукко… или Йоулупукки… финские названия трудно воспроизвести.
Одни учёные считают, что Йоулупукки – это и есть один из козлов, на которых ездил Тор. Другие – что рождественский козёл – божество ещё более древнее, самостоятельное.
Ещё в XIX веке в Финляндии на Рождество рядились в костюм и маску козла. Рождественского деда, Санта-Клауса, изображали в козлиной шкуре, иногда даже с маленькими рожками. Западный Санта-Клаус – существо одинокое. «Наш» Дед Мороз появляется с внучкой Снегурочкой… В древнейшие времена вовсе не внучкой приходилась молодая женщина божеству леса и зимы.
Считается, что и Дед Мороз, и Рождественский дед, и Санта-Клаус имеют один прообраз: святителя Николая Мирликийского. Жил он в последней трети III – первой половине IV века, и был епископом в городе Миры в Малой Азии. Он воскресил умершего моряка, спас от казни несправедливо приговорённых, явился во сне торговцу хлебом и велел ему направить свой корабль к берегам страдавшей тогда от голода Миры. А ещё епископ тайно помогал беднякам. Однажды подбросил монеты… то ли в печную трубу, то ли в окно… монеты случайно угодили в чулок! Благодаря этому чуду три сестры получили приданое, смогли выйти замуж.
Насчёт чулка – явно более поздняя выдумка! В тёплом Средиземноморье в IV веке носков и чулок не носили (как и штанов). Чулок придумали в германоязычном мире. Сначала ждали подарков в День святого Николая, 6 декабря. Позже – в Рождество, а святой Николай окончательно сделался посланцем Христа.
Во Франции и в Италии святой Николай долго изображался в одежде епископа. В Северной же Европе сохранял черты Рождественского деда… Он же и Зимний дед. У него два мешка – со сладостями для хороших детей и с розгами для шалунов. Его сопровождает слуга – то Рупрехт, то Чёрный Пит. Случается, этот слуга и наказывает шалунов. А то, случается, приходит Рождественский дед с целой шайкой демонов – Крампусов. Им лучше не попадаться на глаза! Лучше тихо сидеть дома в рождественскую ночь, не высовывая носа на улицу.
В России почитали Николая-угодника, рассказывали множество историй, как он помогал людям, и не только в Рождество. То поможет валить деревья на дрова. То вытащит воз, застрявший в осенней грязи.
Зимний дед, он же Морозко, он же Мороз Красный Нос, жил сам по себе… В лесу. Некрасовский Мороз-воевода, заморозивший несчастную вдову, – литературная память об этом малосимпатичном божестве. И не обязательно он старик… Владимир Даль сообщает что «Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам», что ухаживает он за попавшими в его лес девицами.
В XIX веке в деревнях ещё могли побаиваться Мороза-воеводу, отделять его от святого Николая. Но слился он, слился с образом весёлого Рождественского деда. Исчез властный, жестокий, порой сладострастный старик. Утвердился образ добродушного старика… Который не только Снегурочке, а всем детям немного дедушка. Вообще есть в праздновании Нового года что-то необычайно оптимистическое. В России исчезли даже строгие слуги Санта-Клауса, пугающие розгами в новогоднюю ночь. Идиллический праздник!
Но, празднуя Рождество, веселясь по неделе и больше, до XIX века никто не знал встречи Нового года. Никто не собирался в ночь на 1 января, чтобы поднять бокалы с ударом часов. Причина проста: в каждом городе и деревне было своё местное время. Железные дороги заставили создать систему «стандартного» времени: если поезда начнут ходить по местному времени каждого города, жди путаницы, опозданий, аварий.
С конца XIX века часовые пояса появились во всём мире. Мне не удалось установить, когда впервые встретили Новый год так, как это делаем мы. В 1890-е годы – уже точно.
Сдвинем бокалы! Если с вином – это наследие Средиземноморья. С чем-то крепким – наследие Северной Европы.