Антон Понизовский.
Принц инкогнито:
Роман. – М.: Издательство АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2017. –
288 с. – 4000 экз.
В США когда-то судили мужа, который назло жене рассказывал ей, «кто убил», то есть секреты детективных романов, которые она читала. Такой конфликт мог бы возникнуть при чтении «Принца инкогнито». В нём действие происходит в двух планах – в Италии, в начале прошлого века, куда на коронацию монарха съезжается знать со всей Европы, и в наши дни, в захолустном российском городе в психиатрической лечебнице, где некто воображает себя тем самым принцем, которого коронуют веком ранее.
Сюжет мастерски построен так, что до самых последних страниц непонятно, кто же это. Как нередко бывает в детективах, подозрение падает, в частности, на одного из персонажей. Тот, правда, не пациент, а медик, но с психикой у него явно не того… Впрочем, не будем раскрывать секрета. БЧльшую часть книги составляет описание происходящего в сумасшедшем доме. Написано со знанием дела – есть сведения, что автор при работе над книгой какое-то время действительно работал в психиатрической клинике.
Больничную часть романа можно рассматривать и как подробно написанную (конечно, беллетристически, а не научно) историю болезни. И эта часть может быть полезна не только тем, кто интересуется проблемами психиатрии, но и широкому читателю, имеющему дело с воспитанием детей. Автор очень убедительно, на мой взгляд, показывает, как упущения в этом могут привести к трагическим последствиям.
К сожалению, нельзя не сказать об одной неприятной ноте в повествовании Антона Понизовского. Описание вымышленного российского города, в котором разворачивается действие, и его обитателей, именуемых «скобарями», выражено в тоне крайней неприязни, если не сказать – презрения. Цитата: «Скобарей неудержимо тянет обратно в пещерное состояние, к шимпанзе: сгорбиться, выпятить челюсть…» Тем более всё это подаётся как противопоставление с прекрасным закавказским городом и его прекрасными жителями. И, как правило, через восприятие кавказца, уже много лет живущего в России, куда он уехал в поисках лучшей жизни. Чего, спрашивается, здесь живёт, если всё так плохо: «…лужи, густые, оливково-бурые; канавы; вросшие в землю угрюмые пятиэтажки; ржавые гаражи, трубы с клочьями стекловаты, охвостья дыма над вяло курящейся свалкой, – объясните, как люди способны во всём этом существовать?.. Полгода потёмки, вода невкусная, пресная, воздух тоже невкусный». Не знаю, хотел того автор или не хотел, но эти страницы отчасти поддерживают враждебный взгляд на «понаехавших чёрных».
А в целом роман читать интересно, особенно если не знать сюжетного секрета, раскрываемого на самых последних страницах.
Юрий Баранов