Селима II часто вспоминают как одного из самых милосердных султанов Османской империи. Его поступки говорят сами за себя: он разрешил строительство мавзолей для своего брата Мустафы, казненного по приказу их отца, рассказывает о правителе автор канала "Азербайджан - страна огней".
К моменту его восшествия на престол почти никого из близких не осталось: Хюррем-султан умерла раньше Сулеймана, братьев не стало по жестокой османской традиции, большинство сестер тоже не дожили до этих дней. В живых оставалась лишь единственная сестра — Михримах, которая была старше его на два года, и они были детьми одних родителей.
Исторические хроники рисуют Селима человеком, который никогда особо не стремился к трону. Он держался в стороне от интриг своих более амбициозных братьев, сохраняя нейтралитет. Пока его мать и сестра с мужем-визирем пытались устранить шехзаде Мустафу, Селим спокойно управлял своей провинцией. И только после казни Мустафы и смерти другого брата он сам оказался единственным реальным кандидатом на престол.
К тому времени их матери уже не было в живых, а Михримах, имевшая огромное влияние при дворе отца, Сулеймана Великолепного, сначала поддерживала другого брата — Баязида. Однако его скандальное поведение оттолкнуло сестру, и она волей-неволей перешла на сторону Селима. Тот, хоть и не рвался к дружбе с сестрой, но и вражды не проявлял. Так они стали вынужденными союзниками: Михримах рассчитывала сохранить свое влияние при новом султане.
Их союз оказался крепким. Михримах тайно поддержала Селима, а оставшегося без поддержки Баязида вскоре казнил их отец. Когда же Селим взошел на престол, сестра оказала ему неоценимую услугу: дала ему огромный заем в 50 тысяч золотых, чтобы щедро наградить янычар. Войско было недовольно воцарением Селима, но эта мера помогла усмирить бунт.
С этого момента Михримах прочно обосновалась в султанском дворце Топкапы. Хотя формально титул «валиде-султан» (который давался матери или, в крайнем случае, тете правителя) ей не полагался, она получила реальную власть, сравнимую с этим статусом. Она сохранила свои богатства и продолжила активно участвовать в политике: вела переписку с польским королем, финансировала морские походы и покровительствовала многим людям. Фактически, Селим и Михримах правили вместе, и сестру даже неофициально называли «великой султаншей». Несмотря на то, что Селим мог легко отстранить ее, он предпочел остаться благодарным за поддержку, и открытых конфликтов между ними не было.
Селим, к сожалению, не был долгожителем и скончался раньше сестры. Хотя Михримах на тот момент была еще не стара — чуть за пятьдесят, — она мудро решила не мешать новой валиде-султан, матери племянника. Она добровольно покинула Топкапы и переехала в Старый дворец, чтобы избежать дворцовой вражды и уйти с политической сцены.
Ранее мы писали: Камбуз на глубине: как готовят еду там, где каждый сантиметр — на вес золота
Фото: Freepik