Впрочем, законы экономики распространяются и на телевидение. Остаётся надеяться, что невидимая рука рынка всё же проредит неимоверное количество каналов, которые ведут борьбу не столько за внимание телезрителей, сколько за благосклонность рекламодателей.
Появление канала «Пятница!», который начал своё вещание всего полтора года назад, в какой-то мере можно считать отражением активности этой самой невидимой руки рынка, которая отправила в небытие канал MTV Russia. Избегнет ли «Пятница!» участи своего предшественника, сказать с уверенностью на сегодняшний день трудно.
Если говорить в целом, то это чисто развлекательный канал, абсолютно далёкий от политики. Отсутствие похабщины, скабрёзности отличает его в лучшую сторону от такого канала, как ТНТ. В целом же он занимает ту же нишу, что и телеканалы СТС или «Домашний», только рассчитан на аудиторию помоложе. Особенность «Пятницы!» – небогатый пока выбор программ собственного производства и активное использование (в духе СТС) достижений американской киноиндустрии прошлых лет и американского же сериалостроения.
Передачи канала «Пятница!» не блещут особой оригинальностью, отличаются какой-то вялостью постановки, отсутствием интриги, если речь идёт о развлекательных и игровых шоу. Так «Сделка», которую ведёт небезызвестная Ксения Собчак, представляет собой примитивную разновидность «Что? Где? Когда?». «Ревизорро» – своего рода «Контрольную закупку», а «Орёл и решка» развивает неувядающий жанр «Непутёвых заметок», начатых в своё время Д. Крыловым.
Среди игровых программ наибольшее внимание привлекает «Сделка». Знакомый ещё с советских времён формат «телезрители против знатоков» трансформировался в этой передаче в противостояние телезрителей и покупателей (на дворе капитализм всё-таки). Телезрители задают свои вопросы, а покупатели, в случае удачного ответа, уходят с оплаченными программой покупками. При этом трудно не ощутить явный идеологический посыл «жить стало лучше, жить стало веселей!» (суммы разыгрываемых покупок иногда доходят до 10–15 тысяч рублей). Уровень вопросов ошарашивает своей, скажем так, незамысловатостью: «Какое время года самое короткое?», «Кто открыл закон всемирного тяготения?», «На какие вопросы отвечает родительный падеж?». Поразительнее всего уровень ответов, вернее их нередкое отсутствие. Всем этим «интеллектуальным» пиршеством заправляет вчерашняя валькирия «лучшей, думающей части России» Ксения Собчак, которая своими манерами напоминает девушек из «Телемагазина», тех, что назойливо предлагают телезрителям отгадать буквы в слове или правильно положить одну спичку для того, чтобы получить из двух слагаемых требуемую сумму.
Невысок уровень и другого «убойного» фирменного шоу канала – «Ревизорро». Название, спору нет, точное. Нечто хлестаковское и одновременно балансирующее на грани закона в деятельности ведущей Лены Летучей есть. Сюжет каждой программы прост. Ведущая отправляется по городам и весям, по клубам, баням, гостиницам и ресторанам проверять наличие полотенец и туалетной бумаги, осматривать унитазы, туалетные бачки, мойки с грязными тарелками, заглядывать в холодильники с благородной и возвышенной целью – бичевать нерадивых предпринимателей, разводящих антисанитарию и нарушающих санитарно-эпидемиологические нормы. Спору нет, дело полезное. Но вот нагловатый стиль и развязное поведение Лены Летучей, пользующейся камерой как молотом, рождает вполне закономерный вопрос: насколько законна её деятельность? Да и смотреть за тем, как она раз за разом бесцеремонно, распугивая персонал, вламывается в служебные помещения и устраивает скандал на камеру, – удовольствие сомнительное. Для этого нужно иметь соответствующее воспитание.
«Орёл и решка» при всей ориентации на всё того же рядового обывателя представляется наиболее удачным телепроектом канала. Путешествия в другие страны всегда привлекают внимание. А тут ещё найдены удачные формат и подача. Определяя с помощью монеты, кому из двух ведущих выпадет роль богатого, а кому – бедного туриста, программа позволяет нам взглянуть на города и страны с точки зрения обладателя золотой карты и путешественника, располагающего в своём кармане сотней условных денежных единиц. Нам ухитряются показать всё то, что могло бы быть интересно путешествующему, располагай он указанным объёмом средств (куда сходить? где поесть? где остановиться на ночлег?), раскрыть то, что скрывается за парадной витриной, которую обычно демонстрируют приезжим.
Но даже позитивные моменты, имеющиеся в «Орле и решке», не в состоянии преодолеть общей тенденции, свойственной практически всем передачам канала «Пятница!». От неё, как и от других передач канала, начинает веять унынием, однообразием, а обывательские восторги, открытия и разочарования ведущих постепенно начинают утомлять. Посмотрев одну передачу, зрителю нет необходимости смотреть последующие. Меняются люди, города, ситуации, но неизменным остаётся жёсткий сценарий путешествия: аэропорт–ночлег–развлечения–магазины. Утомляет общий бытовой уровень рассказа о стране, начинаешь ловить себя на мысли, что не то тебя держат за великовозрастного ребёнка, не то ведущие так и не повзрослели, и теперь бродят по странам и континентам, приставая со своими причудами и вопросами к разным дяденькам и тётенькам.
Вообще, знакомясь с такими передачами, как «Богач-бедняк» (ещё одно шоу с игрой на деньги), «Уличная магия», приходишь к выводу, что за яркой, красивой картинкой, ловким монтажом скрываются халтура, небрежность и однообразие. В этом смысле «Уличная магия», формально посвящённая фокусам, весьма показательна. На самом деле, к фокусам и привычному нам искусству иллюзиониста она имеет слабое отношение. Перед нами помесь игры в напёрстки с такой детской классикой, как кошелёк на верёвочке или свёрнутый фантик без конфеты. Весь смысл программы не столько в демонстрации мастерства рук и изобретательности настоящих фокусников, сколько в приколах и розыгрышах. Зрителя откровенно дурачат, и авторы программы, похоже, искренне полагают, что это забавно и интересно.
Да, «Пятница!» изо всех сил старается излучать оптимизм и преуспеяние. Это канал, для которого социальные, политические, экономические проблемы существуют где-то в другой галактике. Перед нами телекартинка для молодых и преуспевающих, живущих в хорошей, благоустроенной стране и время от времени путешествующих по миру. Единственные, кто мешает ему, – это нерадивые, разводящие антисанитарию владельцы и работники клубов, гостиниц и заведений, по которым прохаживается этот самый средний креативный класс. Вот с ними ведётся борьба в программе «Ревизорро». На поверку канал «Пятница!» оказывается не таким уж ярким, как это обещает название. Зрителя ожидает унылое и однообразное времяпрепровождение, заполненное передачами, не слишком отягощающими интеллект, память и чувства. Может быть, кому-то покажется, что в наше время кричащей пошлости это ещё не самое худшее. Наверное. Но по мне, семь пятниц на неделю – это много и слишком однообразно.