На вопросы «ЛГ» отвечает один из самых ярких отечественных режиссёров-документалистов, обладатель множества призов и наград (в том числе престижной премии Американской академии телевидения «Эмми»), автор множества фильмов: «Неизвестный Путин», «Георгий Жженов. Русский крест», «Солженицын. На последнем плёсе», «Река жизни. Валентин Распутин», «Убийство императора. Версии», «Рождённые в СССР»…
– Как вы оцениваете тот факт, что фильм «Неизвестный Путин» не был показан по ТВ в период нынешней президентской кампании? Показалось, что эта ваша давняя работа ярче и тоньше той документалистики о В.В., которую решило продемонстрировать телевидение. Фильм не вписался в политтехнологическую концепцию 2012-го?
– Я, слава Богу, не политтехнолог. Наверное, если бы занимался этой профессией, то меньше думал об аппарате, а больше о народе, и, скорее всего, меня бы быстро выгнали с этой работы. Ну а если серьёзно, то фильм я делал в уже далёком ХХ веке, в 1999 году. Владимир Владимирович ещё не был президентом, а был исполняющим обязанности. Мне был интересен мой сверстник, который пришёл руководить огромной страной в тяжёлый период, и я снимал хронику прихода человека к власти, как формируется его взгляд на те проблемы, которые тогда стояли перед руководством страны. Я помню его ответ на вопрос «что теряет человек на вершине власти?». Путин сказал, что свободу. Мне хотелось показать, как ответственность за решения формирует образ мыслей человека.
Наверное, сегодня президент иной. Он человек опытный и хорошо знающий пирамиду власти. Сейчас надо было бы снимать фильм об «известном» Путине. Это другая стилистика и другой контекст, поэтому, наверное, мой фильм сейчас просто хроника, грамотно организованная (о художественных достоинствах не мне судить), сохранившая отпечаток того далёкого времени.
Думаю, что в какой-то момент те люди, которые формировали общественное мнение в средствах массовой информации, запутались в определении будущего лидера страны. Отсюда возникло ощущение хаоса в подаче материалов, касающихся двух первых лиц нашего государства. Поэтому политтехнологи стали совершать довольно смешные манипуляции и с премьер-министром, и с президентом, но политический опыт Путина помог ему вовремя дистанцироваться от довольно банальных заготовок политтехнологов и, думаю, только поэтому он выиграл выборы.
Я вообще считаю, что наш народ не настолько глуп, чтобы телевидение могло манипулировать его сознанием. Это сказки, которые рассказывают обиженные. Вместо того чтобы бесконечно обижаться, нужно точнее определяться в выборе той или иной группы оппозиционеров и грамотно составлять программы, рассчитанные на улучшение жизни людей.
– На канале «Культура» возникла площадка показа и обсуждения документальных фильмов (мощных, профессиональных) – очень интересная программа «Смотрим… Обсуждаем…». Не кажется ли вам, что эта ниша стала своеобразной резервацией для документалистики? Что телевидение фактом существования этой программы сняло с себя ответственность за игнорирование жанра? Ведь по-прежнему широкий зритель не видит лучшие отечественные и зарубежные документальные фильмы.
– Когда пять лет назад мы с Григорием Либергалом задумывали эту программу, то не могли и представить, что это доброе дело – просвещение нашего зрителя, показ классики мирового документального кино – будет восприниматься как резервация. Хотя и знали: всё, что делается в нашем государстве, может быть подвергнуто критике.
Мы хотели в момент определённого кризиса документального кино помочь зрителю и авторам поднять планку, дать точку отсчёта… Знаете, если не смотреть чемпионат Европы по футболу, то можно считать игроков «Зенита» выдающимися звёздами современности. Но увиденное на европейском первенстве позволяет нам приблизиться к пониманию, за счёт чего можно обыгрывать сборные Германии или Испании… Конечно, у нас тоже есть выдающиеся документалисты и создаются замечательные картины, но этих успехов не так много, чтобы заполнить еженедельный эфир канала «Культура». Кроме этого, мы хотели показать, как живёт иной мир, какие проблемы в других частях света, как они соотносятся с нашими проблемами. Ведь наличие нашей передачи не закрывает дорогу другим каналам создавать линейку национального кино. А если быть откровенным, я считаю, что наша передача «Смотрим… Обсуждаем…», а также программа фильмов «Свободная мысль» в рамках Международного московского кинофестиваля оказали большое влияние на то, чтобы люди стали серьёзно относиться к так называемой документалке. Это было путешествие за пределы страны, чтобы вернуться в новом качестве. У нас ведь такая традиция: лучшим считается то, что приходит извне. Но в новом сезоне в нашей передаче на канале «Культура» появятся фильмы российских режиссёров, фильмы на русском языке. Поначалу их не будет много, но моя надежда как кинематографиста, работающего в нашей стране и преподающего во ВГИКе, что таких фильмов будет больше и больше.
– Как вы оцениваете общий уровень того, что предлагает современное ТВ в качестве документалистики? Не только с точки зрения актуальности «телепродукта», но и того, что раньше называли «идейно-художественным уровнем»?
– Я не очень люблю оценивать работу других, я привык своим примером показывать, что считаю правильным. Даже своим студентам я говорю: если тебе не нравится то или иное направление в кино, у тебя есть поле битвы – экран, сделай так, чтобы зритель поверил тебе.
Я думаю, что на нашем телевидении отсутствует разумное разделение документального кино на виды и жанры. Исключение составляет «Культура». Говорю так не потому, что сотрудничаю с этим каналом, просто там созданы линейки фильмов-портретов, научно-популярных фильмов, арт-документальных фильмов. Конечно, не всё идеально, но там есть осмысленность в показе документального кино. На других каналах возникает ощущение вкусовщины. Такое впечатление, что фильмы делает один человек – программный директор того или иного канала. Там сложились коллективы «единомышленников». Это называется «формат канала». Я думаю, что так проявляется нежелание рисковать, зависимость от никому не понятного слова «рейтинг». Такой подход, мне кажется, ведёт к творческому тупику, ведь СМИ требуется постоянное обновление и форм подачи материала, и тех идей, которые вбрасываются на обсуждение публике. В связи с усилением аудиовизуальной линейки в Интернете те каналы, которые будут находиться в стагнации, умрут, от них уйдёт реклама.
– Каждый режиссёр-документалист постоянно находится в поиске нового героя. Тем же заняты и писатели, и драматурги, и сценаристы игрового кино. Однако у них есть ресурс вымысла, а вы ограничены реальностью… Можете сформулировать, какой герой интересен вам и какой, по-вашему, востребован обществом?
– Мне интересен любой человек, и я в любом герое буду подсознательно искать его созидательное начало. Даже если он находится на дне общества. Буду искать вместе с моим героем дорогу его возможного выхода из сложной ситуации. Меня интересует путь наверх. Путь вниз для меня скучен. Это, конечно же, не мармелад, смешанный с халвой. Если определять вектор моих фильмов – это путь через тернии к звёздам. Но общество неоднородно и людям свойственно искать в искусстве себе подобное для самоутверждения. Таких, к сожалению, большинство. Многим для оправдания собственных несовершенств необходимо видеть на экране уродливый и искажённый мир: «так спокойнее, не я один» или «есть ещё и хуже меня». Но это потребности толпы, спускающейся вниз. Я повторяю, меня интересуют созидатели, в том числе и среди зрителей.
– Вам приходилось снимать фильмы с участием писателей, которых уже относят к классикам, – Астафьевым, Распутиным, Солженицыным. Можно ли сказать, что все эти мощные фигуры объединяет одна черта: все они вглядываются в будущее России, если не с ужасом, то по крайней мере не ожидая от будущего ничего хорошего? Пытаетесь ли вы как автор фильмов «искать просвет» вопреки логике повествования?
– Те писатели, которых вы перечислили, никогда не впадали в ужас от будущего. Они создавали свои произведения как мудрецы и имели характер героев. Нельзя представить Солженицына в состоянии уныния и смерившимся перед Князем мира сего. Вообще уныние – тяжкий грех. Мне повезло с героями. Таким же был и Георгий Степанович Жженов. Ироничным и высмеивающим уныние является и Юз Алешковский. Не представляю унывающим Валерия Гергиева.
Я не сторонник приближать апокалипсис, особенно в отдельно взятой стране – России. Мне хочется, чтобы зритель смеялся и плакал вместе с моими героями. Эти здоровые чувства очищают.
– Расскажите, какова прокатная судьба фильма «Рождённые в СССР. 28 лет»? Покажет ли его телевидение? Как вам кажется, почему именно этот ваш проект так любим зрителем и так высоко оценён фестивалями?
– Этот проект очень сложный и так как он создаётся несколькими со-продюсерами, то всегда создаётся несколько версий: британская, европейская и российская. Они не отличаются принципиально, просто в зависимости от возможностей телевизионных компаний, есть разница в длине фильма. Могу сказать, что российская версия наиболее полная, и так было всегда. Мы издали фильм для Европы. Он был показан в Швеции, Норвегии, Нидерландах, а во Франции и Германии – три раза. Уже показан в Англии. Сейчас идут переговоры с другими европейскими странами и Америкой. Российская версия будет сдана после 10 июля на канал «Россия». Показывать её будут, видимо, два дня: 1-я часть – 9 героев, 2-я часть – 9 героев. Мы уже сделали пробный показ на ММКФ. К моей радости, зритель вроде бы не скучал. Поэтому я думаю, что канал постарается показать «Рождённых в СССР» как можно раньше.
Фильм о молодых и для молодых. Он и стилистически сделан как кино, которое должны смотреть молодые. Может быть, потому что мне помогали молодые люди в работе над фильмом. Я думаю, что средний возраст нашей группы около 28 лет, несмотря на то, что мне уже далеко за 50.
– Как вы считаете, должна ли быть у телевидения миссия? И как вы могли бы её сформулировать? Соответствует ли вашим представлениям о миссии современное ТВ?
– Миссия современного телевидения процентов на 25–30 – это воспитание нравов и развитие интеллектуальных способностей человека; ещё процентов на 25–30 – предоставление информации; столько же требуется на продвижение гуманистических идей, а оставшееся – на развлечение. Так должно быть в идеале.
Люди – это как дети. Если мы по-настоящему хотим модернизации, необходимо создать образ свободного и мыслящего интеллектуала, который станет главным героем нашей страны. Он должен быть созидателем, способным генерировать позитивные идеи в разных областях культуры, искусства, предпринимательства. Одним словом, он должен быть человеком созидания, а не разрушения. Но это такое идеалистическое представление о телевидении. На самом деле сейчас задача простая – переломить ситуацию, когда разрушения на экране больше, чем созидания, при этом не потеряв зрителя.
Вопросы задавал