Коварной Миледи в их повествовании нет, зато имеется московский боярин Репнин, который, командуя стрельцами, пытается не пропустить спецназ Хмельницкого в Таллин, куда благодарный Кромвель уже прислал фрегат по заявке Богдана. До этого киевская зондеркоманда, будучи в лондонской командировке, учила железнобоких украинскому языку и приёмам «информационно-психологического противодействия». Богдан зрит сквозь века, зная, что для подтверждения «легитимности состоявшейся державы» Киеву понадобится «бесценный документ». Для этого и направляется в Тауэр «оригинал русско-украинского договора». Коварные, но тупые московиты, конечно же, не сумели его перехватить...
Вскоре исполняется 360 лет тому великому дню, когда Земский собор принял Малую Россию в состав Православного Царства. В январе 2014 г. будет отмечаться такая же годовщина Переяславской рады, присягнувшей на верность царю православному. Сочинители Андреевы решили по-своему отметить эту годовщину, вылив ушат помоев на русский народ.
В аннотации они обещают «…почти детективную и очень резкую историческую реконструкцию» событий, нам «совершенно неизвестных». Действительно, русским доселе было неведомо следующее, цитирую: «Со времён Ивана IV Ужасного… московский воздух был залит едким запахом сивухи, пота, грязных лохмотьев и чавкающей грязи <…> В вони и грязи бегали пирожники, сбитенщики, капустники… предлагая миски с варевом… и давая вылизывать… посуду носившимся вокруг вшивым собакам и опять пуская её в дело…» Москве «добродетель чужда», культура к ней «не проникла».
Андреевы, правда, знают и о хорошей «другой Москве», расположенной около Старых садов. Там, к счастью, обитали выходцы с Украины. В отличие от «рабской Москвы», где «никто ничего не умеет», около Маросейки царила трудовая этика: «Всегда стоял дым коромыслом… кузнецы ковали, богомазы писали, ткачи ткали…» Русских варваров, конечно, и при помощи хороших примеров не перевоспитать, но представители доброго народа терпеливо несли свой цивилизующий крест.
На землях Руси Киевской наши укроведы русского народа вообще не заметили, стерев его имя «окраинным» эрзац-термином. Ими ничего не сказано о знании Хмельницким, самим папой, да и польской элитой того, что на Украине жили русские. Например, епископ Рима возрадовался унии, этому коварному иезуитскому делу подчинения православных. Он приказал в 1596 г. выбить памятную медаль «На присоединение Русских (Ruthenis receptis)». Задолго до хмельниччины Л. Древинский, волынский депутат Сейма в 1620 г. заявил польскому королю: «…великие притеснения терпит древний русский народ». Оценки народа, разделённого судьбой, впечатляют. Жители Руси Верхневолжской – это замызганные, пьяные, ленивые, безвольные недочеловеки. Правят ими сволочи, нравственные уроды с их кремлёвской тупостью: умственно ограниченный Алексей Михайлович, уставшая от безделья Боярская дума, необъятные боярско-дьяческие хари и морды. Запорожские же казаки, украинцы – это рыцари, сверхчеловеки с благородными помыслами, жертвующие всем ради добродетели. Их вёл гений, лев, украинский Кромвель, талантливейший дипломат, великолепный полководец, ученик блестящих иезуитов (они постоянно прославляются), знаток латыни. Окружали Богдана почти конгениальные ему полковники.
Неудивительно, что великому Богдану удалось «воссоздать и радикально обновить украинскую государственность». Он пользовался тупостью русских, не уставая пинать «в зад Боярскую думу». Московские недотёпы, не разгадавшие хитроумный план гетмана, пошли на заключение с ним антипольского соглашения, созвав, наконец Земский собор и мобилизовав войско, пролившее кровь за тех, кто изначально был себе на уме.
Авторы подводят читателя к этому клеветническому выводу о Киевско-Запорожской и Московской Руси. Целят они, конечно, в сегодняшний Русский мир, препятствуя его воссоединению.
Лгут Андреевы. Хмельницкий ненавидел иезуитов, этих душителей православия. На протяжении долгих лет он просил Москву не о договоре, а о подданстве, понимая, что части единого тела не могут выставлять друг другу кондиции. Он не был двуличен, как это изображается, и, зная «единую Русь», ни к какой самостийности не стремился. Конечно, это был человек своего века, принадлежавший к несколько ополяченной запорожской старшине. После временных замирений в войне с Польшей он усмирял крестьян Малой Руси, бежавших затем на Слободскую Украину Московского царства. Однако не умел терпеть на своей земле инородную власть.
В книге сознательно опущены свидетельства русского самосознания украинцев. Так, из речи Хмельницкого на Переяславской раде вырезаны ключевые слова о необходимости ценить «имя русское», слова признательности Алексею Михайловичу, «сжалившемуся» над православием и народом «нашей Малой России». Андреевы для своих целей измышляют фальшивые факты, выдумывают диалоги. Коварный союзник Хмельницкого, крымский хан Ислам Гирей, продавший в 1649 г. под Зборовом запорожцев, для них хорош, а русские донские казаки – плохи, потому что ходили на «беззащитный Крым». И это говорится о разбойничьем логове, жившем грабежом сопредельных стран и пленением огромного числа христиан!
Авторы «делали» книгу по ранне-большевистской методе «опрокидывания политики в прошлое». История тогда переписывалась в угоду политической конъюнктуре ради искоренения русского духа. Без этого, как считалось, мировая революция невозможна. В наши дни, как и сто лет назад, эта история повторяется. Неважно, что прежний фазис красного космополитизма сменился новым, либеральным. У последнего тот же родитель: неверие в духовные и народные начала жизни.
Властям же современных, пока разделённых России и Украины, стесняющихся принадлежности к русской народности и всё ищущих «славных бубнов за горами», хотелось бы напомнить старую западнорусскую пословицу периода первого нашего разобщения: «Литва квитнеет русчизною, а не польшчизною», то есть Великое княжество литовско-русское цветёт православным русизмом, а не римско-католическим полонизмом. Эта мысль навсегда верна для всей Руси, но не принята верхами, что и составляет главную проблему сиротствующей Русской земли.