Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 августа 2024 г.
  4. № 33 (6947) (21.08.2024)
Библиосфера Культура

Шестнадцать тактов в жёсткой партитуре

23 августа 2024

Андрей Житинкин. Театральный нероман. – М.: Редакция газеты «Московская правда», 2023. – 304 с.: ил.

Для чего режиссёр – успешный и востребованный – берётся за перо? Чтобы поставить новый спектакль. Не на подмостках, а на бумажных страницах. Не для переполненного зрительного зала, а для одного-единственного зрителя-читателя. И неважно, будут ли это размышления сугубо профессиональные, рассчитанные преимущественно на специалистов и продвинутых театралов, или воспоминания в жанре «о тех, кого помню и люблю», предназначенные для самой широкой публики. В любом случае это будет постановка, построенная по принципам настоящей драматургии.

«Театральный нероман» – пятый по счёту «литературный спектакль» Андрея Житинкина. Спектакль сценический – смертен. Он рождается на наших глазах с поднятием занавеса и умирает с его закрытием. И всё. Завтра это будет уже другой спектакль. «Я занимаюсь театром потому, что от него ничего не остаётся. И эта вечность глобальная и невечность конкретная меня просто заставляет вибрировать» – признание смелое, поскольку оно, в сущности, даёт ключ к авторскому почерку. «Театральный нероман» можно читать с любого места и в любом направлении. Этому принципу в своей прозе Житинкин следует неукоснительно. В эту книгу он включил несколько «поэтических перформансов» и предстал перед читателем совсем в неожиданном качестве. Но есть и ещё один сюрприз – две пьесы-инсценировки: пушкинской «Пиковой дамы» и «Постороннего» Альбера Камю. И это тоже ключики к авторской тайне.

Житинкин, что бы он ни ставил – Камю, Уайльда, Энквиста или Булгакова, Лермонтова, Чехова, – это всегда драматургия высоких энергий. Сам он её именует «странной». Другая ему не интересна. И как человек, работающий с эфемерными материями, Житинкин, страстно влюблённый в театр, столь же страстно стремится продлить их существование. Хотя бы на белых листах бумаги, которым суждена относительно долгая жизнь. Его постановки – всегда разговор по душам, но в зрительном зале существует некая коллективная душа, а есть вещи, которыми лучше делиться один на один. В таком случае книга – оптимальный вариант.

О чём она? Конечно, о любви. Обо всём, что в ней есть высокого и низкого, святого и грешного. Андрей Житинкин об этом ставит, об этом и пишет. То и другое на пределе откровенности, практически не сглаживая углов. Но если на сцене для него не существует запретных тем: «…настоящая режиссура – это всегда нарушение порядка», то пространство бумажных листов требует особой деликатности. И если автор только предполагает, что его откровенность может повредить Его величеству актёру, он умолкает без объяснения причин.

Актёр для него существо сакральное. Ольга Аросева и Элина Быстрицкая, Людмила Гурченко и Любовь Полищук, Маргарита Терехова и Валентина Талызина, Михаил Козаков и Иннокентий Смоктуновский, Борис Иванов и Борис Клюев, Олег Табаков и Всеволод Якут. Это только часть «портретной галереи», уместившейся на страницах «Театрального неромана». Масло и акварель, сангина и пастель, гуашь и графитовый карандаш – техники самые разные. Эскиз, портрет в интерьере, силуэт – жанры столь же разнообразны. И всеми автор владеет в совершенстве, потому что им движет бесконечная любовь к людям, талант которых даёт жизнь его режиссёрским замыслам.

Многое из того, что сегодня стало театральной повседневностью, первым ввёл в оборот именно Андрей Житинкин. Удивительно, но факт – амплуа первопроходца было ему к лицу и в статусе enfant terrible, и в нынешней ипостаси мэтра. Когда-то ему было интересно поведать публике, о чём беседуют ночью охранники в морге («Игра в жмурики» Михаила Волохова), а сегодня – что обсуждают в Ливадии вне стола переговоров лидеры «Большой тройки» («Ялта-45» Лукаса Свенссона). Для Житинкина режиссура – это «новый взгляд на старые вещи», то есть фактор, от возраста и статуса не зависящий. Каждый его спектакль в конечном итоге – о выборе. Точнее, о причине, по которой тот или иной выбор был сделан героем, и о цене, за него заплаченной. «Любовный круг», «Милый друг», «Мой бедный Марат», «Псих», «Признания авантюриста Феликса Круля», «Поле боя после победы принадлежит мародёрам» – о каждом спектакле читать интересно в первую очередь потому, что для Житинкина цена имеет значение: «Потому, что зло должно быть наказуемо не только в том мире, но и в этом, иначе мы не выживем как цивилизация».


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS