Татьяна Воеводина, предприниматель, публицист
Министерство просвещения России, как стало известно, подготовило проект закона, который запретит распространение готовых решений из учебников, олимпиадных заданий, контрольно-измерительных материалов ЕГЭ/ОГЭ. Также выяснилось, что Роскомнадзор, в свою очередь, станет блокировать подобные материалы, если они появятся на сайтах.
Наверное, всё это следует сделать, но надеяться, что школяры станут решать задачи и выполнять задания самостоятельно, – непозволительная наивность. Не будут. Тем более что уже доступен ИИ, который всё знает, всё решит и всё напишет почти мгновенно и вполне приемлемого качества. Решебники и «Коллекции золотых сочинений» – давно пройденный этап, способный кого-то удивлять лет тридцать назад. Ну, заблокируют этот источник – будут пользоваться другими.
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, довольно образно написал с полгода назад на сайте Московского экономического форума, что ИИ в образовании «распространяется, как торфяной пожар: скрытно, но неизбежно». Понятно, почему неизбежно. ИИ, этот великий имитатор умственной деятельности, за секунду способен сделать то, над чем в прежние времена студиозус потел много дней, а то и месяцев, – например, над сочинением дипломной работы. Соблазн лёгкости и быстроты для многих необычайно велик. Я лично, хоть и не школьница, на днях поддалась ему: надо было написать письмо на английском, что мне вполне по силам, но я невесть почему воспользовалась гугл-переводчиком. Там дело-то было всего на четверть страницы, однако ж… И Гугл, надо отметить, совсем неплохо справился.
Что же тогда говорить о школьниках-студентах? В «Бесогоне» Никиты Михалкова преподаватели высшей школы уныло сетовали, что теперь большинство курсовых и дипломов сработано ИИ. Труды эти, по их словам, в большинстве своём привычно серы, но что уж тут поделаешь… Приготовьтесь: будут ещё серее, поскольку ИИ начнёт всё больше пережёвывать свои же изделия, то есть, по сути, питаться, простите, собственными экскрементами.
Можно ли остановить «торфяной пожар»? Мне кажется, в обозримом будущем система образования радикально изменится. Большинство станет довольствоваться имитацией знаний, получаемых от коллективной Алисы, живущей в Интернете, и будет верить ей, как Буратино когда-то верил её хитроватой тёзке – лисе Алисе. Так, собственно, уже сейчас и происходит. А малая часть продолжит учиться по-старому, то есть прикладывать к делу собственную голову (возможно, в каких-то закрытых учебных заведениях).
Как отделить первых от вторых? Думаю, потребуется процесс, обратный тому, который запустили много лет назад и на который потратили столько сил, времени и денег. Прежде работали над максимальной формализацией оценки знаний, избегая всякой субъективности, интуиции экзаменатора и т.п. Теперь же, полагаю, придётся вернуть древние методы: в частности, устные экзамены-собеседования, интуитивный подбор учителями способных учеников. Полагаю, искать этих способных детей стоило бы уже в конце начальной школы. Это несправедливо? Да. Но альтернативой станет всеобщее отупение. Как в телерекламе нейросети Giga Chat от Сбера, где и отцы, и дети не знают, что такое биссектриса. А так – отупение будет не всеобщее. И именно эти люди окажутся способными создать что-то ценное и подлинное.