Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 мая 2025 г.
  4. № 21 (6985) (28.05.2025)
Литература Библиосфера

Сибирский герой нашего времени

28 мая 2025

Анатолий Баранов

Равиль Зарипов. Енисейский сплав. – М.: Вече, 2025. – 320 с. – (Сибирский приключенческий роман). – 1000 экз.

Нельзя сказать, что Равиль Зарипов «ворвался в современную прозу». Нет, это не его стиль. Вошёл – солидно, не сутулясь, не заискивая взглядом. Даже постучал перед тем, как открыть дверь, но не стал ждать, пока ответят, – вошёл.

И зашёл, что называется, по делу.

В «Библио-глобусе» я купил книгу на следующий день после поступления – предпоследнюю. Равиль Зарипов, «Енисейский сплав». «Сибирский приключенческий роман», что неправда. Вернее, не вполне правда – приключения там есть, и происходит всё в Сибири, но не только... Ну всё равно что назвать «Преступление и наказание» неплохим детективом или «Героя нашего времени» военными мемуарами.

Собственно, герой нашего романа Ильдар, московский студент, которого занесло на енисейский сплав за длинным рублём и немного самоутвердиться, и есть герой нашего времени. Нашего с автором, Равилем Зариповым, но для многих сегодня уже довольно давнего прошлого. Конец 70-х, время застоя и предбанник перестройки.

Время это уже прошло, да и мы, его герои, собственно, проходим. А след от нас какой-то слабенький остаётся. Хотя по жизням и судьбам наше время прошлось таким промышленным трактором!.. Или стремительным домкратом? Палеофилологи разберутся...

История, которая легла в основу сюжета романа (прямо как из школьного сочинения) известна мне со слов автора (как из протокола) давно, лет больше тридцати и ближе к сорока. Ничего, в общем, особенного. Поехал далеко с мыслями об одной девушке, в этом далеке увлёкся другой, а остался в финале сам с собой.

И хотя сюжет романа приключенческий, всё происходит всё же на фоне сюжета, а не внутри него. Ну и ещё, конечно, такой фон, как Енисей, – это впечатляет, тут автору удалось не только передать внешнее – величие природы и колорит характеров, но и вписать это в историю – настоящую историю этого до конца ещё и не познанного края, присоединённого к России Ермаком, но так до конца ею и не освоенного.

Но началось всё, конечно, в Москве, в стенах МЭИ, где между лекциями, занятиями самбо и выпивкой студент встретил студентку.

В советское время не принято было говорить о социальных барьерах внутри единого «бесклассового» советского общества, но они были. И перелезать через эти барьеры было тем труднее, что формально их как бы и «не было».

Но был номенклатурный папа девушки и совсем не номенклатурная мама Ильдара, а папы у него фактически и вовсе не было. И на этом строится завязка романа: богатырь, чтобы получить руку прекрасной княжны, должен совершить подвиг, а лучше сразу несколько. Причём подвиги в современном нам мире исчисляемы в рублях либо конвертируемой валюте. И енисейский сплав должен не просто стать проверкой для Ильдара на его маскулинность, но и заложить основу далеко не былинной, а вполне осязаемой совместной жизни в том мире, который сам вскоре рухнет. Но герои этого, конечно, не знают. Хоть и чувствуют: что-то должно поменяться.

Автор, разумеется, в курсе, что будет. Для него это прошлое, причём его личное и дорогое.

Его мама, образ которой детально выписан в романе, его город – разумеется, Москва, где его предки жили с незапамятных времён в Марьиной Роще и для которого он тоже сделал что-то, работая в московской прессе. И который он в финале покинет (не Ильдар, а Равиль), отработав какое-то время в Баку, возглавляя Россотрудничество, да так и останется в столице уже другой страны: во времена, описанные в романе, одна мысль о том, что Азербайджан станет вдруг заграницей, могла бы привести к поездке в Сибирь в совсем ином качестве...

Герой романа и одновременно герой нашего времени номенклатурен. Принадлежит к правящему классу номенклатуры, как Печорин или Онегин к классу служилого дворянства. Номенклатура – это и есть осовремененный вариант служилого сословия, дорвавшегося до власти. И погубившего себя этой близостью к власти. Причём погибнувшего, так и не осознав ни своего места в мире, ни роли в истории. И даже не оставив следа в литературе – ну вот разве что Равиль Зарипов малость отметился.

А это досадно. В России правящий класс пишет историю буквально сначала гусиным пером у сальной свечи, потом на «ундервуде», теперь вот на компьютере. Пушкин был коллежским секретарём, Лермонтов – старшим лейтенантом, Шолохов – бойцом ЧОНа, Фурманов – комиссаром в чапаевской дивизии.

Равиль Зарипов работал в «Московском комсомольце», потом в «Комсомольской правде», позже перешёл на дипломатическую службу. Это не просто наложило отпечаток на роман, это привнесло в его стилистику некоторую газетность, что для художественной прозы считалось недостатком, но после Нобелевской премии по литературе Алексиевич, которая не беллетрист, а публицист в чистом виде, следует признать: газетный стиль – часть художественной прозы, как газета – неизбежный элемент современной жизни последние сто лет. Ну или изгнать из литературы Горького, Бабеля и Солженицына.

Ну или принять в литературу Равиля Зарипова.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS