Борис Мариан, член писательских союзов Молдавии, России, Украины, Кишинёв
Уж больше года Русский дом, как называют кишинёвцы Российский центр науки и культуры (РЦНК) при посольстве РФ в Молдавии, работает в непростой обстановке. Кстати, центр – сильно сказано. Сейчас, насколько мне известно, в нём всего пять сотрудников, даже не дипломатов, а специалистов из местных кадров. Но они продолжают собирать вокруг себя сотни, если не тысячи, студентов, школьников, журналистов, литераторов, актёров, для которых родным или любимым языком стал русский, независимо от национальности. Среди посетителей немало стопроцентных молдаван вроде меня.
За четверть века Русский дом заработал авторитет у общественности, сложились добрые традиции, вроде публичного знакомства с авторами-первокнижниками. В Доме прошло множество памятных мероприятий: концерты художественной самодеятельности, творческие отчёты театральных коллективов, встречи читателей с молдавскими, российскими, румынскими, украинскими и прибалтийскими писателями. Увы, многое теперь в прошлом, хотя старожилы, как я думаю, надолго запомнили, например, Балканский форум учёных и писателей в 2007 году или Конгресс турецких лицеев Молдовы, Румынии, Украины и России в 2010 м.
Особо хочется сказать о пушкинской тематике. Почти столетие её поддерживали и развивали два государственных музея великого поэта – в Кишинёве и селе Долна, где совсем молодой Пушкин часто бывал в пору бессарабской ссылки в 1821–1823 годах. Здесь он собирал материал и для знаменитой поэмы «Цыганы». Русский дом, конечно, помог наладить сотрудничество с пушкинскими музеями России.
Сегодня видно, что «пушкинская вольница» раздражает нынешние молдавские власти, хотя формально им придраться не к чему – ни малейшей антинациональной агитации ни сотрудники Дома, ни его актив никогда не допускали. При этом не раз случалось, что чиновники из культурного ведомства отговаривали людей от участия в акциях РЦНК как якобы непатриотических, запутывали публику ложными объявлениями, допускали иные, как говорится, мелкие пакости. Даже стращали закрытием Русского дома. Пока нас успокаивает, что он находится под защитой от самоуправства в рамках межправительственного договора. Отменять его – дело хлопотное, но мы видим, как попирается ныне международное право.
Мы насмотрелись, как уже третий год действует нелепейший закон о запрете в Республике Молдова Георгиевской ленты, установлены дичайшие штрафы, полиция безжалостна даже к неимущим старикам, наказывая их, по сути, за православие и патриотизм. Но всё равно в День Победы масса людей, среди которых много молодых, выходит на праздничное шествие с этой ленточкой на груди. Они помнят о 220 тысячах молдаван, погибших на фронтах Великой Отечественной за Победу.
Ещё раз подчеркну: наш Русский дом стал духовной крепостью многовековой дружбы двух наших народов, сила притяжения Дома велика, мы не собираемся его кому-то отдавать. Но нужны дополнительные гарантии защиты от закрытия Дома. Конечно, ждём их также и из Москвы.