Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 мая 2023 г.
Литература Библиосфера

Синтез и ирония

12 мая 2023

Олег Севрюков. Четвергостишия, или Рыбный день.

– М.: У Никитских ворот, 2023.

Это очень интересная и оригинальная книга. Рискованная, остроумная, тонкая. Я, признаться, удивился, когда узнал, что Олег Севрюков пошёл на такой художественный шаг в наше время. Ведь сейчас другие тренды. Это тот самый синтез, где нет ни капли постмодерна, а есть попытка освежить форму, по-иному её структурировать.


С чего-то надо начать!

В качестве «катализатора»

умственной активности взял


из холодильника первое попавшееся рыбное –

исландскую селёдку в винном соусе –

благо баночка небольшая.

Как раз на одного.

Употребил-с!


Кто-то подумает: вот это да. Это шутка? Издевательство? Или новый Гаргантюа явился нам?

Конечно, без шутки не обошлось. Но с долей правды. В книге осуществляется дерзкий замысел приблизить друг к другу форму и содержание почти на непозволительное творческое расстояние. В основе всего текста рыба. Да, рыба и блюда из неё. В наше время, когда человек усердно ищет хоть какие-нибудь последовательности, чтобы защититься от хаоса и придать жизни систематичность, Севрюков предлагает линейку рыбных блюд и к каждому посылает стихотворение с неким комментарием. Конечно, это не кулинарная книга. Это нечто большое. Тут само физиологическое и духовное бытование человека исследуется пристально и весело. Что-то в этих четверостишиях есть от плакатности Маяковского, что-то от лаконичности поздних советских мастеров сатиры.

Больше значения для восприятия этой книги имеет визуальность. На правой стороне разворота расположены дореволюционные кулинарные рецепты с сохранением старых правил правописания, а с левой – комментарии автора, удивительно остроумные и мастерские.

Чтоб любое в жизни дело

Ты творил легко и смело,

С чувством радости, отваги –

Для начала съешь наваги!


Автор предпослал книге небольшое предисловие, где с тоской вспоминает советский рыбный день. Здесь тоже не обходится без лукавства. Ведь рецепты-то дореволюционные. Но тут задумка о непрерывности времени и том, что в человеке устойчиво. Никогда не думал, как рецепты могут влиять на настрой человека. Севрюков пишет не только ярко, но и не допускает случайностей. За каждым рыбным блюдом не только рифма, но и семантический шлейф.

Вчера скорбел о тяжкой доле –

Дела. Долги не по зарплате.

Но жизнь есть жизнь. Чего же боле?

Утешился бычком в томате!


По-моему, в этих «долгах не по зарплате» много тонкости, равно как и в старомодном «чего же боле». Здесь уже можно вести речь о лирическом герое, человеке, не стыдящемся нищеты и не теряющем чувства юмора.

Читая книгу, понимаешь, что Севрюков не чужд того, чтобы примерить лирическому герою разные маски. Только что мы видели человека самоироничного, и вот перед нами совсем другой ракурс:

Мужа ты, жена, не жучь –

Нынче я заслуженно

С водкой кушаю кижуч

За домашним ужином!


Временами автор отстраняется от личного, и тогда текст становится объективным, воспринимается как почти что рекомендация:

На макушке держит уши,

Очищает мозг от скверны,

Что? Копчёная горбуша –

И пользительно, и верно!


Не выглядит пошлым, когда автор говорит о полезных свойствах рыбы. Виден некий саркастический прищур, то самое моцартианство, которого иногда так не хватает в наше время.

Ревматизм, прострел, подагра

Сокращают сексу сроки,

Лозунг мой – долой виагру!

Осетровые молоки –

Вот надёжное решенье

И прогресс деторожденья!


Здесь не четыре, а шесть строк. И это сразу разбивает симметрию, оживляет. Серьёзно подходя к несерьёзным вещам, автор демонстрирует и такт, и чувство меры, и мастерство.

Удивительно, но Севрюков и в таком специфическом жанре умудряется обозначить своё политическое кредо:

На просторах интернета

Нам свободы больше нету!

Да и жизнь пошла не та – На Восток ушла кета!


Кстати, мысль, что интернет – это не свобода, а кабала, проста, но высказывается нет так уж и часто.

Философичность как одна из основных красок русского стихосложения также под прицелом автора:

Кто я такой? Я машинист иль пассажир

В вагоне жизни вечного трамвая,

Что катит прямиком в загробный мир?

Но надо жить, друзья, не унывая!

И действовать. Вкусим же рыбий жир!

Радость чувствуя внутри

От омеги с цифрой три,

Что из печени трески.


А вот отсылка к самым банальным привычкам и обиходам:

Я пошуршал мозгами в голове,

Иссохшими от длительного пьянства,

Ища альтернативу постоянства

Той истине, что «истина в вине!».

Но сей процесс познанью не помог,

Зато подвёл, друзья, такой итог,

Пускай прямолинейно, но по-русски –

Для водки лучше кильки нет закуски!


Кто-то скажет, мол, всё пародирует Севрюков, играется, фиглярничает, зачем? Это те, кто не понял подлинную суть этой книги. Она о том, как серьёзное и трагическое близко от весёлого, как банальное легко переходит в судьбоносное и как спасается человек иронией от буйных ветров жизни, а порой и от самого себя.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS