Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Сказку быль опередила

Александр Пушкин: «Всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее»

24 апреля 2023
Андрей Преснов. Пушкин в Оренбурге

Классику мировой литературы не довелось испытать наслаждение железнодорожных путешествий. И всё-таки имя великого поэта из истории русской чугунки не вычеркнуть. Ведь Пушкин был свидетелем строительства царскосельской трассы и даже принимал участие в дискуссиях, связанных с этим проектом.

Между прочим, Александр Сергеевич странствовал почти с рождения. Ещё младенцем его из отчей Москвы на два месяца увезли в «сельцо Михайловское Опочицкого уезда Псковской губернии» – родовое имение отца. Путь неблизкий, а ведь как начнёшь жизнь – так она и покатится. Многие годы трудясь над рукописями, он, несмотря на привязанность к своей библиотеке, всегда был лёгок на подъём. Поэт признавался: «С детских лет путешествия были моею любимою мечтою». Биографы подсчитали, что Пушкин за свою недолгую жизнь проскакал и протрясся более 34 тысяч вёрст по дорогам Отечества – это больше 36 000 километров. То есть по русским хлябям он почти преодолел экватор Земли… Живя в век долгих и не слишком скоростных перемещений, стал тем не менее настоящим путешественником – вполне в духе времени.

Некоторое время Пушкин страстно мечтал увидеть Европу, что ему так и не удалось. В письмах даже бросался отчаянными риторическими фигурами: «Мы живём в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры... то моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство». Упомянул и железную дорогу, по которой мечтал проехаться.

Всё новое, непривычное его занимало чрезвычайно. Поэт надеялся и понимал, что со временем железные дороги покроют сетью своей и Российскую империю. В 1830 году в газете «Северный муравей» вышла основательная статья профессора Петербургского университета, физика Н.П. Щеглова «О железных дорогах». В ней был заключён страстный и обоснованный призыв к строительству чугунок в России. Несомненно, Пушкин читал эту статью и с тех пор интересовался этой темой всерьёз, в том числе и как издатель журнала «Современник». Когда после нашумевшего щегловского выступления в печати стали появляться скептические отзывы о новом транспорте, Владимир Одоевский предложил Пушкину статью молодого профессора Института корпуса инженеров путей сообщения Матвея Волкова, в которой автор едко и остроумно отражал аргументы противников строительства отечественных железных дорог. Пушкин вскоре ответил Одоевскому: «Статья г. Волкова в самом деле очень замечательна, дельно и умно написана и занимательна для всякого».

Правда, внимательно вчитавшись в материал Волкова, Пушкин обратил внимание и на определённые шероховатости в развитии железнодорожного дела в России. Так, он первым заговорил об экономической целесообразности маршрута, о котором в правительстве, например, тогда всерьёз ещё не задумывались: «Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород ещё была бы нужнее дороги из Москвы в Петербург, и моё мнение было бы – с неё и начать». В то время об этом только мечтал Франц фон Герстнер, строитель Царскосельской дороги, но он каких только маршрутов не предлагал… А Пушкин мыслил практически. Споры спорами, но статья Волкова в «Современнике» вышла и свою роль в железнодорожном просвещении сыграла. И хотя Пушкин – питомец лицея – любил Царское Село, он считал, что железная дорога должна быть не светской игрушкой. Она должна прежде всего служить развитию России, её медвежьих углов и традиционных торговых центров.

Андрей Преснов. На пути в Берды (Пушкин и Даль)

Любопытная деталь: большим знатоком железнодорожного дела был брат лучшего друга Пушкина – Антона Ивановича Дельвига – Андрей Иванович. В те годы офицер-инженер, в будущем – главный инспектор частных железных дорог, управляющий Министерством путей сообщения. Александр Сергеевич с уважением относился к инженерам – творцам будущего. А через Дельвига мог немало узнавать о железнодорожных планах и возможностях России. В «Современнике» Пушкин всё чаще публиковал просветительские статьи о техническом прогрессе, о транспортных магистралях. Незадолго до дуэли он писал Петру Вяземскому, чтобы тот поторопил своего тёзку Козловского, обещавшего прислать в журнал статью «Краткое начертание теории паровых машин». Всё это близко к железнодорожной проблематике. «Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее», – писал Пушкин. Эти слова ко многому обязывают. Великий поэт действительно верил, что просвещение и развитие техники могут преобразить и мир, и человека. И надеялся, что в России эти благородные начала не обернутся показухой, а на их основе сложится настоящая индустрия.

Увы, Пушкину не привелось с ветерком прокатиться в железнодорожном вагоне ни в Царское Село, ни из Петербурга в Москву, ни в Нижний. Первую русскую чугунку достроили через несколько месяцев после его гибели. Да, при жизни поэта по недостроенной трассе уже ходили экспериментальные составы, однако воспользоваться ими Александру Сергеевичу не довелось. 27 ноября 1836 года первый поезд отправился по уже построенному участку пути из Павловска в Царское Село. Среди 256 пассажиров был император Николай Павлович с семьёй. А незадолго до последней дуэли Пушкина дорогу опробовали иностранные дипломаты. И среди них – голландский посланник Луи Геккерен и его приёмный сын Жорж Дантес. Вот гримасы судьбы: они, а не поэт, полжизни проведший в дороге, прокатились на «пароходе» по русской земле…

Словом воспел первую русскую железную дорогу не Пушкин, а его конкурент – Нестор Кукольник. Впрочем, сочинил стихи о царскосельской трассе и друг Пушкина – Пётр Вяземский: «Сказку быль опередила/В наши опытные дни». В этих строках – и отзвуки пушкинских мыслей о прогрессе. Да и Царское Село в наше время – музей-заповедник в городе Пушкине. Не больше и не меньше.

Царскосельская железная дорога
Тэги: Путешествие во времени
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Город-сад: от фон Мекка до Крата

    20.11.2024
  • «Остаться на земле во что бы то ни стало...»

    04.10.2024
  • Дипломат его величества

    22.02.2024
  • Он был могуч и красив!

    14.09.2023
  • Война Нестора

    01.09.2023
  • Нарком Елизаров

  • Павелецкие практики Леонида Словина

  • Родина, встречай героев!

  • Другой Дельвиг

  • Москвы кольцо стальное

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS