В этой рубрике мы по одной-двум сериям определяем: смотреть или не смотреть весь сериал. Что же касается «Лады Голд», «контрольное» смотрение не ограничилось двумя сериями, проглочены были сразу все восемь. Почему?
В бандитском жанре, где первенствовали «Бригада», «Брат», «Бумер», «Жмурки», было много чего всякого разного: смотрибельного и даже культового, но преобладало бессмысленное брутальное мочилово и ставшее модным мелодраматичное криминальное «мыло», где страшные преступления героически распутывают соблазнительные следовательницы. Однако молодым авторам «Лады Голд» (сценаристу Егору Чичканову — 38, а режиссёру Никите Власову — всего 31) удалось создать нечто абсолютно оригинальное, весёлое и на удивление жизнеутверждающее. Да ещё со смыслом и даже нравственным посылом. К героям они отнеслись с пониманием, к жанру — с юмором и иронией, к кинематографу — с любовью, а к зрителю — с уважением.
Итак, начинается этот необыкновенный триллер (с элементами лирической комедии, фарса, семейной драмы и даже мелодрамы) в бывшей автомобильной столице СССР Тольятти в наше время. Умирают два заклятых врага: беспощадно боровшийся с мафией, легендарный неподкупный полицейский-милиционер Огурцов (Иван Фоминов) и главный мафиози по кличке Мидас (Павел Прилучный), утаивший от братвы баснословный общак. На похороны последнего из Нидерландов прилетает его единственный наследник — внук Артур (Роман Евдокимов), сразу попавший в лапы бывших «соратников» Мидаса, которые надеются, что Артур знает, где общак. Их замечательно играют Кирилл Полухин (здесь неожиданно открывшийся в лирической ипостаси), Игорь Черневич (тоже необычный и обаятельный, убедительный в роли матёрого уголовника-инвалида), Марина Зудина (правдивая и страшная в роли Бубы), Линда Лапиньш (тоже очень хороша в роли Бубы в молодости), а также Стася Милославская в неожиданной роли киллера из Казахстана. Главным же открытием сериала стал Даниил Воробьёв в роли Шамрая.
Единственному наследнику легендарного мента Огурцова, его внуку Павлу (Эльдар Калимулин, которого мы хвалили за исполнение главной роли в сериале «Химера»), от бескорыстного деда не осталось ничего, кроме старенькой «лады»-«четвёрки» в задрипанном гараже. Паша, в общем, неудачник, бессребреник, его бросила невеста (Анна Богомолова — тоже одно из радостных открытий сериала), которая во всём слушается мать (отличная работа Ольги Тумайкиной). Но старенькая «четвёрка», как скоро выяснил Павел, не просто раритет советского прошлого, она вся… из чистого золота. И борьба за золотую «ладу» станет содержанием полнокровных восьми серий. Казалось, молодые герои в ней обречены на скорое поражение, но…
Составляющие успеха сериала — с самого начала удалось не только закрутить интригу, но и создать ироничную атмосферу, пародийную в отношении множества триллеров и жанра вообще. Более того, действие перемежается былями-небылицами (как будто сказками на ночь), которые рассказывают простые тольяттинцы, ставшие невольными свидетелями потрясающих событий того шального времени, когда за власть в городе боролись фигуры эпического масштаба: бесстрашные менты во главе с Огурцовым и лихие коварные мафиози, которые, конечно, не менее привлекательны, чем разные американские крёстные отцы.
И конечно, это не просто триллер или боевик-истерн (часть действия проходит в пустынях Казахстана), но, учитывая потребности чувствительной русской публики, ещё немного и «Санта-Барбара», где все оказываются друг другу родственниками, а жизнь, характеры, судьбы каждого героя здесь очень важны. Порадовало также, что инфантильные молодые герои к концу сериала становятся настоящими мужчинами. Поначалу они думают только о себе, но потом в них просыпается так недостающая нашему народу солидарность, и они понимают, что рисковать жизнью можно и нужно ради брата, друга и, конечно, возлюбленной. А как чудесно преобразились все мафиози! Герои же Тумайкиной и Полухина вообще заставили хохотать и плакать. Очень на месте и убедителен здесь Павел Прилучный, и конечно, завораживали серьёзность, смелость, сарказм, пластика и некая русская инфернальность Даниила Воробьёва. Выбор Воробьёва на роль Шамрая — главная актёрская удача сериала.
Но вот что поразило и порадовало больше всего в этом сериале. Неожиданно в полный рост поднялись семейные ценности, а вовсе не блатная романтика, как во многих популярных «бандитских» лентах.