Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 мая 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Сквозь мёртвые пески

Благодаря его таланту и мужеству была построена Закаспийская железная дорога

31 мая 2023
Михаил Николаевич Анненков (1835–1899)

В конце XIX века перед российской индустрией стояла непростая задача – провести железную дорогу в Туркестан, в край пустынь, хлопка и древних голубых куполов. Среди тех, кто способствовал прокладке стальных магистралей в этот край, – генерал Михаил Николаевич Анненков, признанный корифей железнодорожного дела.

Анненковы – громкая фамилия. Отец нашего героя был генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии, кавалером высших орденов империи… Поэтому участь Михаила Николаевича была во многом предрешена: он с юности вращался в высших сферах, привык к дворцам Петербурга и его окрестностей. Окончил Пажеский корпус и престижную Николаевскую академию Генерального штаба. Будучи ещё молодым офицером, он занялся проблемой применения железных дорог в военное время и очень скоро стал главным специалистом в России в данной сфере. Свои «Заметки русского офицера» на эту тему (написанные в том числе и под впечатлением Франко-прусской войны, на которой Анненков побывал) он публиковал в журнале «Военный сборник». Во многом именно его литературные усилия и заставили правительство обратить пристальное внимание на улучшение транспортной логистики государства.

В 1875 году Анненковым была представлена записка относительно состояния и силы железных дорог России. Ввиду предстоявшей войны с Турцией по высочайшему повелению для исследования железнодорожного дела в России была учреждена комиссия под председательством графа Баранова. В её составе Анненков являлся управляющим делопроизводством. По сути, именно он вершил делами этой влиятельной инстанции. Причём не только в теории. Перед вторым (победным) Ахалтекинским походом генерала Михаила Скобелева Анненков применил свои идеи и навыки на практике. Он руководил строительством железной дороги, которая помогла оперативно доставить к театру боевых действий солдатские эшелоны, технику, провизию, лошадей и верблюдов, пресную воду – словом, всё, что необходимо. То была первая военная кампания, которую Россия вела с использованием возможностей железной дороги. И успехи в снабжении предопределили блистательные победы Скобелева и его армии.

Та короткая среднеазиатская кампания заслуженно прославила Анненкова как новатора и умелого управленца. Он становится начальником военных сообщений Закаспийского края, планирует строить там железнодорожные линии, проводит рекогносцировки. Во время одной из них, в 1880 году, Анненков, выехавший в каньон Янги-Калы практически без охраны, стал жертвой покушения. Ранение на некоторое время лишило его возможностей руководить большими проектами. К серьёзной деятельности он вернулся через пять лет, когда Анненкова назначили главой строительства железных дорог на западных рубежах страны, в Белорусском Полесье. Однако вскоре генерал снова попросился на Восток. Он считал, что именно там больше всего требуются его энергия и профессионализм.

В то время шло строительство Закаспийской железной дороги. Михаилу Николаевичу поручили самый ответственный – Самаркандский участок, строить который приходилось в тяжелейших и небезопасных условиях. Море бушующего песка, его огромнейшие волны, свободно перемещающиеся в безбрежном и мёртвом пространстве, лишённом растительности и жизни, удручающе действовали на строителей. Порой за ночь ветром выдувало всё основание под рельсами, а в другом месте, наоборот, засыпало путь горой песка. Анненков хорошо знал Туркестан, его историю, не строил иллюзий по поводу опасностей, с которыми можно столкнуться в этом краю строителям рельсовых путей. Заботился об организации лечебниц для железнодорожников, которые оперативно развёртывались в почти пустынном краю. Благодаря неравнодушию генерала прибывшие в Азию медики спасли тогда сотни жизней, остановили эпидемию... Кроме того, хорошо знавший мировые тенденции в развитии техники, Анненков проявил себя настоящим новатором. В частности, при строительстве Закаспийской дороги применялись новые технологии механизированной укладки железнодорожного пути.

Станция Бахарден Закаспийской железной дороги, 1890 г.

В правительстве постоянно справлялись – как идут дела? Для того времени – непривычный интерес. Генерал рапортовал честно, говорил о трудностях, но и гарантировал, что трасса будет пущена в срок. Это производило должное впечатление: в правящих кругах за ним закрепилась репутация дельного человека и не льстеца. В итоге Анненков наладил железнодорожное сообщение между Петербургом и Самаркандом, соединив российский Туркестан с центральными областями империи. Дальновидные государственные и военные деятели видели в Закаспийской военной железной дороге залог успеха в достижении стратегических целей, которые преследовала Россия в Средней Азии. А возведение моста через Амударью и установление сообщения с Самаркандом вдобавок ко всему превратило дорогу в доходное предприятие.

Когда генерала, хорошо проявившего себя в Туркестане, назначили управляющим Закаспийской железной дорогой, открывшейся летом 1888 года, никто не удивился этому: его и так уже считали главным на этом объекте. Правда, в итоге Анненков прослужил в Туркестане сравнительно недолго, однако оставил о себе память как о цепком управленце, под контролем которого всё работает с точностью до минуты. На таких и держится от века железная дорога.

1890-е годы начинались для Михаила Николаевича триумфально. Он получил чин генерала от инфантерии, по-прежнему курировал связь между железными дорогами и армией, был поставлен во главе временного особого управления общественными работами, предпринятыми правительством для помощи населению, пострадавшему от неурожая. Но военный министр Алексей Куропаткин, недавний боевой товарищ, неожиданно обрушился на Анненкова с обвинениями в финансовых злоупотреблениях. Куропаткин предложил Анненкову ликвидировать эти дела в кратчайший срок, так как иначе он о них доложит государю. Вследствие этого ультиматума Анненков в начале 1899 года покончил с собою.

О причинах трагедии говорили разное. Противники генерала не сомневались: он боялся расследования, боялся обвинений. Друзья же Анненкова намекали на состояние его здоровья: мол, тот уже скверно себя чувствовал и не хотел превращаться в бессильного инвалида. К тому же в то время о самоубийствах известных людей предпочитали не распространяться. В любом случае Михаил Николаевич Анненков остался в российской истории как замечательный строитель Закаспийской трассы. Кроме того, в сражениях Первой мировой войны принимал участие бронепоезд «Генерал Анненков», укомплектованный 8-м батальоном железнодорожных войск, в которых долго служил герой нашего материала.

Деревянный мост через Амударью, начало ХХ века

Анненков не был безукоризненной фигурой. О нём нелицеприятно спорили и при жизни генерала, и после его смерти. Но прошло время, шелуха отпала, а осталась судьба человека, который видел дальше многих и был первым и в своих идеях, и в начинаниях, которые он умел доводить до ума. В Самарканде, неподалёку от вокзала, выдающемуся железнодорожнику установили памятник. Правда, простоял монумент недолго – примерно до 1918 года…

Тэги: Путешествие во времени
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Город-сад: от фон Мекка до Крата

    20.11.2024
  • «Остаться на земле во что бы то ни стало...»

    04.10.2024
  • Дипломат его величества

    22.02.2024
  • Он был могуч и красив!

    14.09.2023
  • Война Нестора

    01.09.2023
  • Нарком Елизаров

  • Сказку быль опередила

  • Павелецкие практики Леонида Словина

  • Родина, встречай героев!

  • Другой Дельвиг

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS