Николай Фатин. Слово к слову. Сборник стихотворений. Литературно-художественное издание. – М.: Галерия, 2023. – 432 с.
Социологические службы регулярно спрашивают россиян, кто их любимый поэт. При всех возможных претензиях к методологии опросов главный ответ не вызывает сомнений, он всегда один и тот же. Самый любимый поэт в России традиционно Сергей Есенин. Самый великий, понятное дело, Пушкин – это знание впитывается с молоком матери. Но самые популярные – Есенин и Высоцкий. Это вполне объяснимо, ведь оба автора как нельзя лучше отражают русский национальный характер с его искренностью, задушевностью, нежностью – и одновременно бунтарством, своенравием и неизбывной тоской. И ещё это очень музыкальные, песенные поэты. Их стихи звучны и напевны, будто призывают взять в руки гитару.
Притом что русская поэзия в целом довольно мелодична – и в этом её отличие, скажем, от англоязычной поэзии, не говоря о китайской и японской, – стихи далеко не любого крупного автора легко ложатся на музыку. Много ли мы знаем песен или романсов на слова Маяковского и Гумилёва, Хлебникова и Ходасевича, Анненского и Бунина? Мы совсем их не знаем. То есть можно говорить о том, что одному типу поэзии свойственна определённая открытость, готовность к соединению с другими видами искусства, а для второго типа характерна некоторая закрытость: такие стихи живут своим внутренним звуком и как бы сопротивляются вторжению извне. Подобно людям, стихотворения могут быть экстравертны или интровертны – и, подобно же людям, это не делает их лучше или хуже. Мы имеем дело с чистой типологией, но всегда любопытно наблюдать за чем-то хорошо проявленным.
Книга поэта Николая Фатина «Слово к слову», вышедшая в московском издательстве «Галерия», являет нам пример такой привлекательной наглядности. Перед нами обширное иллюстрированное собрание стихов-песен, обычно с обозначением куплетов, припевов и повторов. Тексты написаны в традиционной манере с узнаваемой фольклорной образностью и характерной шансонной интонацией. Поэтическое повествование ведётся от первого лица, это беспримесная исповедальная лирика.
Каков же лирический герой, которого читатель встретит в книге Николая Фатина? Это философски настроенный романтик, через многое прошедший и всякое повидавший. И прежде всего сохранивший молодое умонастроение и нравственную требовательность. Здесь много пейзажной и военной лирики, патриотических и календарных стихотворений. Но очевидно главный лейтмотив – размышления о любви. При этом любовь здесь не трагическая, не самоубийственная, не разрушительная, как нередко бывает в стихах подобного жанра, а лёгкая и светлая. Вероятно, этому способствует фольклорно-песенная структура стиха: «Трава высокая, / Трава душистая: / Дурманит голову / Аромат. / А губы девичьи, / Как вишни спелые, / Огнём горят, / Огнём горят».
Можно предположить, что спокойное, внимательное и благодарное отношение к жизни, без приступов чрезмерного возбуждения и уныния, связано с внутренней уверенностью автора в себе, с укоренённостью его морали, с убеждённостью в своём праве вести себя в соответствии со своим внутренним кодексом. Поэтому с ним лучше не спорить, особенно если у него в руках гитара: «Не говорите «нет» поэту. / Поэт не любит слово «нет». / Когда кругом одни запреты, / Идёт поэт через запрет».
Андрей Новиков