«Юбиляры, лауреаты, действующие лица» – такое название получил недавний выпуск «Русского искусства», который отпраздновал 100-летие выхода первого номера.
2023 год стал, пожалуй, одним из самых насыщенных в полной событиями жизни журнала. Даже для краткого их освещения главному редактору «Русского искусства» Елене Бехтиевой понадобилась отдельная, внушительных размеров статья. Важным итогом юбилея назовём высокую награду, которой было отмечено издание, – премия города Москвы в области литературы и искусства, с чем мы от души поздравляем уважаемых коллег, не останавливающихся в поиске смыслов. В фундаменте проблематики этого выпуска лежит основополагающий принцип работы редакции – чуткость к посланиям текущего времени.
Все материалы так или иначе отражают насущную потребность в источнике сил для того, чтобы пройти через выпавшие на наш век испытания достойно. А где искать их, как не в сокровищнице, собранной поколениями предков, где каждая драгоценность, будь то храм, икона или картина, наполнены живоносными смыслами. Об этом титульная статья журнала – фрагмент курса лекций «Искусство Древней Руси» профессора Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Юрия Боброва, а также материал старшего научного сотрудника Третьяковской галереи Татьяны Самойловой и редактора журнала Марии Разумовской о рублёвской «Троице» – основополагающем образе для русского национального сознания. Замыкает этот своеобразный триптих исследование заместителя генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Александра Капусткина, посвящённое иконам из парижского дома пи¬сателя Ивана Шмелёва.
Галерею художников-юбиляров открывает статья историка искусства Галины Чурак о Василии Сурикове, дающая читателю возможность совместить три его ипостаси – глубокого исторического живописца, мастера психологического портрета и тонкого акварелиста. Выпускница Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Виктория Копылова, представляя славянский тематический комплекс Николая Рериха, рассматривает его через призму философских воззрений художника, его трепетного, проникнутого мистицизмом отношения к культуре наших предков. Ответственный хранитель Русского музея Ирина Чистякова в своём рассказе об Иване Творожникове даёт пример (отнюдь не редкий для журнала) возвращения панорамного взгляда на искусство, когда мастер так называемого второго ряда предстаёт во всей многогранности и самобытности своего дарования. Этого же подхода придерживается и Анастасия Сиренко, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, знакомя с незаслуженно забытым художником Александром Рубцовым, воспевшим ликующий свет Северной Африки.
Безусловно, заслуживает внимания читателя философское эссе петрозаводского издателя Яны Жемойтелите о трансформациях популярного сюжета Серебряного века «Остров мёртвых»: триада «бытие – небытие – инобытие» персонифицируется через Бёклина, Чюрлёниса и Рериха. Другую грань этого трансцендентного симбиоза можно увидеть в статье Константина Полещука, директора библиотеки Российской академии живописи, ваяния и зодчества, о старинном храме, перенесённом в музей-заповедник «Коломенское» из заброшенной архангельской деревни стараниями Ивана Глазунова и его сподвижников.
Завершает номер обстоятельное интервью Елены Бехтиевой с Александром Кибовским: юбилей большого друга журнала стал поводом для серьёзного разговора не столько о том, что уже сделано, сколько о том, что ещё предстоит.
Ведь, войдя во второй век своей истории, «Русское искусство» смотрит в будущее.
В своё время митрополит Антоний (Храповицкий) писал о том, что «Святая Троица» Андрея Рублёва помогает человеку «побеждать страх пред ненавистной разделённостью мира». Сегодня, когда эта разделённость фатально усугубляется, журнал «Русское искусство» остаётся для своих читателей надёжным проводником к неисчерпаемому источнику силы и света, без которых человеку не выстоять в трудные времена.