Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 февраля 2024 г.
Литература

Смыслы скрытые и явленные

29 февраля 2024

«Юбиляры, лауреаты, действующие лица» – такое название получил недавний выпуск «Русского искусства», который отпраздновал 100-летие выхода первого номера.

2023 год стал, пожалуй, одним из самых насыщенных в полной событиями жизни журнала. Даже для краткого их освещения главному редактору «Русского искусства» Елене Бехтиевой понадобилась отдельная, внушительных размеров статья. Важным итогом юбилея назовём высокую награду, которой было отмечено издание, – премия города Москвы в области литературы и искусства, с чем мы от души поздравляем уважаемых коллег, не останавливающихся в поиске смыслов. В фундаменте проблематики этого выпуска лежит основополагающий принцип работы редакции – чуткость к посланиям текущего времени.

Все материалы так или иначе отражают насущную потребность в источнике сил для того, чтобы пройти через выпавшие на наш век испытания достойно. А где искать их, как не в сокровищнице, собранной поколениями предков, где каждая драгоценность, будь то храм, икона или картина, наполнены живоносными смыслами. Об этом титульная статья журнала – фрагмент курса лекций «Искусство Древней Руси» профессора Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Юрия Боброва, а также материал старшего научного сотрудника Третьяковской галереи Татьяны Самойловой и редактора журнала Марии Разумовской о рублёвской «Троице» – основополагающем образе для русского национального сознания. Замыкает этот своеобразный триптих исследование заместителя генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Александра Капусткина, посвящённое иконам из парижского дома пи¬сателя Ивана Шмелёва.

Галерею художников-юбиляров открывает статья историка искусства Галины Чурак о Василии Сурикове, дающая читателю возможность совместить три его ипостаси – глубокого исторического живописца, мастера психологического портрета и тонкого акварелиста. Выпускница Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Виктория Копылова, представляя славянский тематический комплекс Николая Рериха, рассматривает его через призму философских воззрений художника, его трепетного, проникнутого мистицизмом отношения к культуре наших предков. Ответственный хранитель Русского музея Ирина Чистякова в своём рассказе об Иване Творожникове даёт пример (отнюдь не редкий для журнала) возвращения панорамного взгляда на искусство, когда мастер так называемого второго ряда предстаёт во всей многогранности и самобытности своего дарования. Этого же подхода придерживается и Анастасия Сиренко, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, знакомя с незаслуженно забытым художником Александром Рубцовым, воспевшим ликующий свет Северной Африки.

Безусловно, заслуживает внимания читателя философское эссе петрозаводского издателя Яны Жемойтелите о трансформациях популярного сюжета Серебряного века «Остров мёртвых»: триада «бытие – небытие – инобытие» персонифицируется через Бёклина, Чюрлёниса и Рериха. Другую грань этого трансцендентного симбиоза можно увидеть в статье Константина Полещука, директора библиотеки Российской академии живописи, ваяния и зодчества, о старинном храме, перенесённом в музей-заповедник «Коломенское» из заброшенной архангельской деревни стараниями Ивана Глазунова и его сподвижников.

Завершает номер обстоятельное интервью Елены Бехтиевой с Александром Кибовским: юбилей большого друга журнала стал поводом для серьёзного разговора не столько о том, что уже сделано, сколько о том, что ещё предстоит.

Ведь, войдя во второй век своей истории, «Русское искусство» смотрит в будущее.

В своё время митрополит Антоний (Храповицкий) писал о том, что «Святая Троица» Андрея Рублёва помогает человеку «побеждать страх пред ненавистной разделённостью мира». Сегодня, когда эта разделённость фатально усугубляется, журнал «Русское искусство» остаётся для своих читателей надёжным проводником к неисчерпаемому источнику силы и света, без которых человеку не выстоять в трудные времена.


Тэги: Журнал Журнальный вариант
Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • 80 лет – Победе

    21.05.2025
  • Творить собственные миры

    18.04.2025
  • «Неве» - 70, но она молода душой!

    16.04.2025
  • Космическое время года

    27.03.2025
  • В начале «квадратного года»

    14.02.2025
  • Юбилей «Литературного Иерусалима»

    74 голосов
  • Чья идея победит?

    34 голосов
  • О модели журнала «Литературный Иерусалим»

    24 голосов
  • Неслучайное целое

    23 голосов
  • «Южное сияние» длится: одесский «толстяк» разменял второй десяток

    22 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS