В прошлые годы немало «гнилушек» (по выражению начальства) было стёрто с лица купеческого Нижнего.
Какова историческая и культурная ценность той или иной «гнилушки», руководство мало интересовало. Город сотрясали скандалы по слому того или иного ОКНа (объекта культурного наследия). Чего только стоит гигантский квартал между улицами Новой, Ильинской, Горького в центре Нижнего, отданный на «освоение» небезызвестному Олегу Сорокину, бывшему мэру, ныне осуждённому, правда, по другим причинам.
Теперь снесли ещё один культурный объект на улице Пискунова – «дом с авгурами», или «шахматный дом», с прекрасными интерьерами раннего модерна. В 1907 году здесь был игорный дом Александра Троицкого, заядлого игрока. И вот как-то раз он сыграл на деньги в шахматы с неизвестным ему посетителем и проиграл всё своё состояние, в том числе и этот особняк. Победителем оказался Михаил Чигорин (1850–1908), известнейший шахматист с мировой славой. Он простил Троицкому проигрыш, взяв с него обещание никогда не играть в шахматы на деньги.
До 2009 года в этом здании располагался городской департамент культуры. Дом за сто лет обветшал, но денег на реставрацию в городском бюджете не нашлось. После переезда чиновников «дом с авгурами» продали в частные руки – директору местного рынка, некоему Вагану Багдасаряну. Судя по всему, для нового владельца стали неожиданностью обременения, связанные с сохранением памятника архитектуры. Снести дом ему не удавалось – активисты движения «Спасград» скрупулёзно отслеживали действия Багдасаряна в отношении выдающегося архитектурного памятника. И до 2019 года особняк спасали.
Под давлением общественности Багдасарян даже выделил деньги на проект реставрации здания. Но проект вышел откровенно слабый, не предусматривал качественной научной реставрации объекта культурного наследия. Однако этот проект почему-то «прошёл» официальную процедуру экспертизы. Областное Управление государственной охраны объектов культурного наследия тоже не пресекло вандализм и выдало разрешение на производство работ АО «Владимирреставрация». Результат – полный слом «особняка с авгурами».
В наши времена чиновникам запрещено общаться с журналистами без разрешения пресс-службы губернатора, поэтому и.о. начальника Управления охраны ОКН И.В. Петров не дал автору заметки никаких пояснений. Остаётся надеяться, что после резонанса в СМИ и соцсетях губернатор Глеб Никитин примет соответствующие меры. Правда, дом уже не вернуть. В лучшем случае на его месте возникнет новодел.
Михаил Чижов,
Нижний Новгород