Открытый Российский фестиваль анимационного кино, который с 18 по 23 марта пройдёт в Суздале, за 20 лет своего существования пережил вместе со всей страной кризисы, дефолт, безденежье, малокартинье, многие фестивали ушли безвозвратно… Жизнестойкость фестивальной команды все эти годы держит в тонусе коллег, вдохновляя на труд и сохраняя богатые традиции отечественной анимации.
О сложностях этой не видимой глазу работы рассказывает директор фестиваля, генеральный продюсер студии «Мастер-фильм» Александр ГЕРАСИМОВ.
– ХХ фестиваль – юбилейный, примите поздравления! Понятно, что каждый год это огромный стресс: приезжает масса народу, обширные программы, деловой блок. Но при всей суете вы ощущаете, что это всё-таки юбилей?
– Прежде всего мы осознаём большую ответственность: фестиваль должен стать как минимум заметным и принести что-то новое, а ощущение праздника пока какое-то аморфное. В этом году нам прислали 200 заявок вместе с сериалами, но на конкурс отобрано 83, это принцип фестиваля и его уникальность, которой мы гордимся: стараясь показать как можно больше, мы берём половину из всего присланного. Для сравнения: на других фестивалях отбор гораздо жёстче – порядка 5–10%. Из оставшихся 50% показываем 2/3 вне конкурса. Наш фестиваль и задумывался как смотр того, что было сделано в стране за год. Когда-то были в Советском Союзе семинары Союза кинематографистов, на которых проходили отчётные показы всех студий – «Союзмультфильма», «Мульттелефильма», «Киевнаучфильма», «Свердловской студии» – очень хорошая практика с обсуждениями, мощными разборами. Рухнул СССР – и всё прекратилось. Но аниматоры не могут без таких показов-смотров, им необходимо осознавать себя в контексте: насколько они соответствуют друг другу, ситуации, моменту... И Суздаль – единственное место, где они раз в год могут все вместе собраться – а сейчас это уже полторы тысячи человек! – и всё для себя выяснить.
– И что нового принесёт юбилейный фестиваль?
– В этом году мы впервые вывели из системы призов профессиональные награды – это серьёзное отличие от всех предыдущих 19 лет, когда, по сути, наш фестиваль выполнял функцию профессиональной премии в области анимации. Это уникальная история! Долгие годы в игровом, документальном кино ежегодно награждают лучших, существуют и внутрицеховые премии операторов или кинокритиков, а у российских аниматоров такой премии раньше не было. И с момента образования нашего фестиваля в 1996 году перед нами встала задача поощрения коллег-аниматоров профессиональными наградами. Но уже в 2013-м возникло чёткое понимание того, что аниматорам нужна своя отдельная премия, это логично и обоснованно. И вот в День российской анимации, 8 апреля, будет впервые проводиться церемония награждения национальной премией в этой сложнейшей области кинематографа – за лучшую режиссуру, драматургию, мультипликат, художественное решение, звуковое оформление, музыку…
Анимационная индустрия начала подниматься и даже крепнуть, фестиваль уже достиг такого масштаба и статуса, что мы спокойно и безболезненно можем расстаться с профессиональными призами, награждая по категориям: короткий и полный метр, дебют, студенческая работа, сериал, прикладная анимация (музыкальные клипы и рекламные ролики). Кроме Гран-при, жюри будет присуждать два спецприза, и, скорее всего, они будут направлены на профессиональный аспект. Всего – десять призов и около ста фильмов конкурса. Остаётся и наш профессиональный рейтинг, по мнению коллег, параллельно с признанием жюри победителей определяют карточки для голосования. В этом году, к юбилею фестиваля, мы подготовили ретроспективу фильмов, занявших первое место рейтинга за все двадцать лет.
– Получается, что ваш фестиваль в течение двадцати лет, замещая национальную премию, формировал профессиональное сообщество, воспитывал эту школу и её корпоративный дух, выявлял лидеров, выказывал признание отечественным мастерам, открывал новые имена, вырабатывал критерии оценок качества, то есть делал всю «чёрную» работу…
– Мы считаем, что это наша миссия – миссия по сохранению культурного единства анимационного сообщества. Это главное. Понимаете, очень важно, когда профессионалы оценивают профессионалов, выявляя уровень профессии в творческих работах. Ведь творчество может быть свободным от критериев и не нуждаться в чужом мнении…
– Александр, перед вашими глазами прошло бессчётное число самых разных фильмов. Как изменилась российская анимация за двадцать лет?
– Это большой вопрос. Что касается авторской анимации, то в разы выросло количество фильмов, включая студенческие и дебютные, что отрадно, поскольку свидетельствует о том, что находятся средства (хотя и непросто) на производство такого рода продукции. Если говорить о качестве, то традиционно этот уровень держится – нельзя сказать, что он падает, равно как и того, что он вырос. Объективно ему вырасти просто некуда, потому что всё равно есть инерция и традиция, благодаря чему он и не падает. Мэтры старшего поколения, представители славной советской анимации, – Хитрук, Назаров, Норштейн и другие, – смогли в 1980–1990-е воспитать плеяду учеников, которые сейчас стали мэтрами: Петров, Алдашин, Максимов, Муат, Чернова, Дёмин, Тумеля, Черкасова и так далее – воспитывающие уже своих учеников. Умудрились сохранить преемственность и меру художественного уровня. Появляются каждый год «звёзды» – большие и поменьше, но «средняя температура по больнице» достаточно комфортная. И это подтверждается количеством призов на международных фестивалях за рубежом – Россия стабильно идёт в лидерах.
И за эти двадцать лет у нас появилась и окрепла коммерческая анимация. Если за первые 10 лет фестиваля у нас её и в помине не было, то примерно с 2003-го появились «подснежники» в виде «Смешариков», которые участвовали в Суздальском фестивале и вызвали «проклятие тусовки». Прошло несколько лет, и стало понятно, что они совершили прорыв, завоевали рынок, впервые в нашей стране создали мерчандайзинг – сувениры, книжки, игрушки, продукты питания, канцтовары и так далее – и заработали кучу денег. Это был первый проект, который комплексно развивался, пошёл на вторичный рынок, доказывая, что анимация может приносить реальную прибыль. Методом проб и ошибок этот сериал распахал целину, и его последователям было гораздо проще работать, потому что анимация уже воспринималась как индустриальная, коммерческая, брендовая сфера деятельности.
– Но всё-таки «Смешарики» – это поп-культура, не обидно ли мастерам авторской анимации, вкладывающим талант, интеллект и душу, создающим порой произведения искусства, что их фильмы не имеют финансовой базы и выхода на зрителя?
– Нет, это объективная реальность. И за рубежом – то же самое: множество авторских фильмов – и реально бедные и голодные аниматоры. Каждая страна, имеющая нормальную экономику и культурную среду, сталкивается с таким культурологическим перевёртышем: авторская анимация никогда не будет иметь массовый спрос, транслироваться по ТВ и зарабатывать деньги. Скажем, на фестиваль во французском Анси ежегодно со всего мира присылают две тысячи авторских фильмов, и это далеко не всё, что было сделано за год. Аниматоры всех стран – весёлые, беззаботные, голодные подвижники. На какой-нибудь 7-минутный фильм художник в Европе собирает деньги годами, и потом идут 5-минутные титры: спонсоры, давшие по три копейки! У нас в этом смысле очень хорошая ситуация: государство прилично поддерживает авторскую анимацию. На первые свои авторские фильмы мы получили гранты в 1994 году. Да, это маленькие деньги, но всё равно – ежегодная господдержка! Вся коллекция «Союзмультфильма» 1936–1990 гг. – это полторы тысячи наименований. Сейчас в Китае производится в год три тысячи часов анимации, а у нас – приблизительно 50 часов. И если посчитать количество фильмов в год и каждую серию (скажем, сериалов «Маша и медведи» или «Лунтик») принять за единицу, то будет около 300 наименований, из которых порядка 200 – авторские короткометражки...
– Почему в этом году не будет конкурса полного метра – недобор?
– Да, полного метра сейчас очень мало производится, за год – всего три фильма. Если мы хотим развивать анимационную индустрию, продолжать великие традиции, не желаем, чтобы наши дети воспитывались на чуждых нам героях, а любили и помнили своих, то необходимо этим заниматься очень серьёзно! И начинать нужно с воспитания детишек самого нежного возраста – делать маленькие фильмы-читалки, рисовалки, считалки, познавалки и постепенно наращивать и уровень, и хронометраж – современные дети быстро развиваются. Сейчас разные команды делают три полнометражных фильма в жанре байопика на православную тему – «Серафим Саровский», «Сергий Радонежский», «Пётр и Феврония», что прекрасно и правильно. За каждым фильмом, который в России был сделан, стоит либо фольклор, либо исторический эпизод, либо литература. Но у нас нет ни одного фильма в жанре фэнтези, популярного во всём мире, дающем аниматорам широчайшую свободу.
– Поэтому ваша студия «Мастер-фильм» заполнила эту нишу полнометражной лентой «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни», которая 26 марта выходит в прокат?
– Мы работали над ней четыре года. У нас возникла идея – сделать историческое фэнтези, совместив два жанра. Началось всё с театральной пьесы Елены Габец и Анатолия Вологдина о графе Брюсе и Сухаревой башне со сценами волшебства, и мы, режиссёр Сергей Серёгин и я, увидели в ней потенциал для анимационного фильма. Особенно нас привлекло существование множества мифов и легенд – им уже 300 лет! – о реальной фигуре Якова Брюса на службе Петру Первому. Ближайший сподвижник императора, начальник артиллерии, учёный, прямой потомок шотландских королей, маг, масон и потрясающая личность! А его знаменитая Чёрная книга – притча во языцех. Сухарева башня не менее уникальна – на ней появились первые в России башенные часы, в ней открылось первое светское учебное заведение в России. Башни уже нет, хотя её можно было спасти, архитекторы разработали альтернативный маршрут для Садового кольца, но Сталин вопреки всем доводам настоял, чтобы её разрушили, и в 1934 году эти древние стены разбирали по кирпичику – искали колдовскую книгу Брюса… Не хотелось просто иллюстрировать историю, поэтому у нас параллельно с реальными событиями, как, например, введение Петром празднования первого в России Нового года в соответствии с новым календарём, появляются волшебные миры, и в 3D действие закручивается между разными реальностями. Но это невозможно рассказать, надо смотреть…