Пётр Николаевич Черменский: жизнь и деятельность выдающегося краеведа. – М.: Древлехранилище, 2011. – 315 с. – 500 экз.
Жителю столичного города, избалованному большим количеством музеев, учреждений культуры, да и просто исторических памятников, трудно понять, с какими сложностями в изучении прошлого своей малой родины сталкиваются провинциальные учёные. А ведь именно в провинции живёт большая часть жителей нашей страны. Энтузиасты-краеведы, – а очень часто это люди без научных степеней и специального образования, – стремятся не только собрать и сохранить сведения об ушедших временах, но и привить людям уважение к собственному прошлому.
Трудной судьбе одного из таких провинциальных подвижников отечественного краеведения, талантливого учёного-историка Петра Николаевича Черменского, посвящена книга, выпущенная московским издательством «Древлехранилище». По сути, это не просто биография одного замечательного человека, но серьёзное исследование истории становления и развития краеведения и музейного дела всего Центрального Черноземья в первые послереволюционные десятилетия. Одновременно это ещё и летопись поколения провинциальных учёных, на чью долю выпало пережить сразу две эпохи в истории нашей страны.
Увы, П.Н. Черменскому, которого сегодня считают «одним из самых ярких исследователей средневековья Юга России», не удалось оставить после себя обширного научного наследия, да и автобиографию учёный успел довести только до 1912 года. Поэтому авторам книги Николаю Кривошеину и Юрию Рыжкову пришлось буквально по крупицам собирать сведения о его жизни и творчестве.
Родившийся в небогатой, но вполне благополучной семье в тамбовской глубинке, будущий историк благодаря своим талантам и усердию получил высшее образование в Петербурге и готовился к блестящей столичной карьере. Но судьба распорядилась иначе. В результате событий октября 1917 года и надвигавшейся на столицу угрозы голода он вынужден был прервать научно-преподавательскую работу, уехал к родственникам в тамбовский городок Лебедянь и всю жизнь посвятил изучению истории российской глубинки.
Вначале далёкий от политики молодой учёный пытается привлечь внимание к прошлому родного края, активно используя свои знания и талант энергичного пропагандиста. Переехав в Тамбов, исследует архивы, организует культурно-просветительские кружки, участвует в создании краеведческого общества, руководит Тамбовским народным музеем, занимается научной деятельностью.
Подобно многим российским интеллигентам с дореволюционным «стажем», П.Н. Черменский старается принести пользу своей стране, считая народное просвещение важнейшей своей задачей. Однако новой власти, с подозрением относящейся ко всему «не советскому», нужно не столько образование, сколько идеологическое воспитание населения. И если в 20-е годы краеведов с трудом, но всё-таки терпят, то с началом коллективизизации обстановка в стране резко меняется. Начинается активное разрушение церквей, других исторических памятников, а самих краеведов сначала обвиняют в «гробокопательстве» и преклонении перед прошлым, а затем и вовсе подвергают репрессиям по политическим обвинениям.
В начале 30-х годов в Москве и Ленинграде начались расправы над профессорами-гуманитариями по так называемому Делу Академии наук. Было арестовано 115 человек, среди которых крупнейшие советские историки С.Ф. Платонов (автор самого знаменитого дореволюционного учебника по русской истории), Е.В. Тарле, С.В. Бахрушин, В.И. Пичет и др., а следом за этим аресты прокатились по всему Черноземью. Фабрикуется «дело» Воронежской областной контрреволюционной монархической организации «Краеведы», руководителем которой объявляется известный воронежский историк профессор С.Н. Введенский.
Учёных и других представителей интеллигенции арестовывали по самым невероятным обвинениям, включая шпионаж, вредительство и даже попытку свержения советской власти. Но на самом деле цель преследовалась одна: отсечь людей от их корней и традиций, разрушить любовь к прошлому своей страны.
После этих событий историческое краеведение в СССР фактически заглохло, основное внимание стало уделяться изучению послереволюционных событий. Да и само «Дело краеведов» было прекращено только в 1978 году – «за отсутствием события преступления». По абсолютно надуманному обвинению безвинно пострадали 92 человека: пятерых приговорили к расстрелу, а остальные получили различные сроки, в их числе и П.Н. Черменский, приговорённый к 10 годам в Соловецком концлагере. И только в 1939 году он был освобождён досрочно за работу на строительстве знаменитого Беломорканала.
Заключение тяжело отразилось на личности П.Н. Черменского. Он стал более осторожным, замкнутым, избегал любой административной работы. О возвращении в большую науку речи уже не шло. Настоящей жизненной трагедией было то, что остался нереализованным огромный потенциал учёного, который был в нём заложен. На склоне лет П.Н. Черменский с горечью говорил: «Подчистую всё 30-е годы вычеркнули из моей жизни. За что – убей не знаю…».
Война застаёт учёного в Курске, и он находит в себе силы бороться за спасение экспонатов городского краеведческого музея. Именно благодаря П.Н. Черменскому был предотвращён разгром музейных залов, и большая часть его экспозиции и фонды были спасены. В послевоенные годы жизни учёный занимался археологией Курского края и Тамбовщины, преподавал. Но наиболее важной своей задачей он по-прежнему считал работу по историко-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В этом он видел залог будущего успеха своей страны. «Природный оптимизм и глубокий интерес к историческим изысканиям всегда поддерживали меня и вселяли надежду на преодоление трудностей и невзгод жизни», – писал учёный на склоне лет.
Долгая жизнь П.Н. Черменского, – а прожил он 89 лет, – вместила многое. Кажется, что самой судьбой ему было предначертано стать своеобразной связующей нитью между старой и новой школами отечественного краеведения. Труды учёного не пропали даром. Возрождённый уже после его смерти Лебедянский краеведческий музей, который П.Н. Черменский создал в 1919 году, ныне носит его имя. Во многих городах Черноземья воссозданы краеведческие общества. Но самое главное – люди в России в последние годы начинают активнее интересоваться своей историей. То есть тот нравственный посыл, который передали нам настоящие подвижники местного краеведения, такие учёные, как П.Н. Черменский, находит своих адресатов и последователей.