Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 апреля 2022 г.
  4. № 15 (6829) (13.04.2022)
Библиосфера Белорусский дневник

Сочинять для детей – значит отвечать за их сердца

Уроки чтения и игры Екатерины Хадасевич-Лисовой

13 апреля 2022

Из произведений Екатерины Хадасевич-Лисовой легко можно составить целую библиотеку книг, адресованных самым юным читателям. И едва ли не в каждой из них – элементы игры, различные квесты, фантазии, которые втягивают мальчишек и девчонок в сотворчество. А презентации со сказочными сюжетами, в которых она обязательно принимает участие, ещё больше располагают детвору к чтению её книг. «ЛГ» попросила белорусского писателя и педагога поделиться своими мыслями о состоянии детской литературы, а также секретами востребованности и выстраивания взаимоотношений с аудиторией.

 

– Екатерина, вы давно работаете в детской литературе. Книги ваши популярны, рукописи охотно принимают издательства. Словом, вам не надо ни под кого подстраиваться. В чём состоит ваш основной творческий посыл для юного (да и не только юного) читателя?

– Я пишу книги и думаю о том, как увлечь чтением как можно больше детей, стараюсь открыть им удивительный книжный мир с его героями, приключениями, необыкновенными путешествиями в самые удивительные места. Каждую свою книгу наполняю ценностями, постигая которые на их страницах, юные читатели получат правильные жизненные ориентиры. В компанию детям я предлагаю интересных героев, чтобы мальчики и девочки подружились с ними и вместе в чудесных приключениях, увлекательных событиях, разных ситуациях постигали основы жизни.

– Вы сравниваете современную детскую литературу Беларуси с состоянием дел в этом жанре в других странах?

– Стараюсь следить за самыми яркими и популярными книгами, чтобы быть в курсе новинок. Что-то вызывает интерес, нравится, а что-то не принимаю и не дала бы читать своему ребёнку. Если брать качественную литературу для детей, то сравнивать с отечественной не стремлюсь, ведь у каждой страны свои уникальные самобытные авторы.

– Есть ли у вас любимый герой, любимый персонаж в мировой детской литературе?

– Одного выделить не могу. В детстве мне очень нравилась книга «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, повесть «Орден Жёлтого дятла» М. Лобату, зачитывалась книгами Э. Берроуза про Тарзана. Очень привлекали волшебные сказки о добрых феях. Наверное, это повлияло на моё творчество, возможно, поэтому сам по себе возник и закрепился за мной образ книжной феи, которая пишет сказки для детей и лично знакомит с ними ребят на многочисленных встречах. Мне очень хочется, чтобы созданные мной герои стали им добрыми друзьями. И в будущем они, уже взрослые, на вопрос о любимом литературном персонаже назовут кого-то их главных действующих лиц моих книг.

– В ваших книгах много разных игр, квестов, различных развлечений. Получается, детское чтение – это игра?

– Детское чтение – серьёзное и важное занятие, но особенность детей в том, что именно через игру они лучше, результативнее и охотнее воспринимают даже самое сложное. Игровой процесс заинтересует тех, кто пока не полюбил читать, и создаст у них мотивацию прочесть сказку, по сюжету которой создано развлечение в книге. Поэтому предлагаю в своих книгах поиграть, пройти квест, разгадать загадку, решить головоломку… Учимся и постигаем мир играя, легко, непринуждённо и с большим желанием.

– У вас за плечами – немалый педагогический опыт. Литература для маленьких детей должна быть сопряжена с дидактикой, постановкой воспитательных, педагогических задач?

– Детский писатель – это добрый учитель и немного волшебник, который творит чудеса через свои книги. Писать для детей – значит быть ответственным за то, что закладываешь в сердца маленьких читателей, чему их учишь. Дети отождествляют себя с персонажами, на их примерах учатся. Детская книга – сказочная проекция жизни, которая закладывает прочный фундамент личности. Через чтение дети наполняются эликсиром духовности, учатся постигать мир. Прекрасный вариант – учить и воспитывать ребят через хорошие книги. Детская книга обязательно должна учить, воспитывать, тренировать находить выход из сложных ситуаций, анализировать и делать выводы, разбираться в людях, определять, что плохо, а что хорошо. И, конечно же, детская книга обязательно должна рассказывать о самом важном – общечеловеческих ценностях. Писателю необходимо включать эти посылы в свои произведения, но при этом важно не наставлять открыто, а повествовать так, чтобы юные читатели самостоятельно сделали правильные выводы и уяснили эти истины. Много требований к детской литературе, правда? Осталось напомнить о, пожалуй, самом важном: при всех этих задачах книга непременно должна быть интересной и увлекательной. Ведь, не заинтересовав читателей, невозможно их учить, воспитывать, развивать.

– Сегодня, когда осматриваешь большой массив литературы, адресованной детскому читателю, складывается впечатление, что сказка, фэнтези берут верх над другими видами и жанрами. Неужели не хватает реалистических сюжетов?

– Да, волшебные сказки и фэнтези на пике популярности. Почему так? Возможно, ответ кроется в том, что книги говорят о своих читателях. По предпочтениям видно, чего им не хватает в реальности. Дети и подростки хотят привнести в повседневность немножко чудес, поэтому малыши любят волшебные сказки, становясь подростками – читают фэнтези, а взрослея, предпочитают фантастику. Дети любят читать о суперспособностях, о волшебных мирах, могут найти в книге необычного друга, побывать там, куда может отправить только фантазия автора и творческое восприятие читателя.

Тем не менее, думаю, любители этих жанров преданны им не всецело.

– Какие тематические пласты, направления, на ваш взгляд, упущены?

– Пожалуй, в той или иной степени охвачены все важные темы. Детские писатели создают произведения, воспитывающие, развивающие, развлекательные. Хотелось бы больше книг о настоящей дружбе, о хороших поступках, о готовности прийти на помощь и об умении жертвовать чем-то ради других, об искренности, скромности, доброте. В современном мире просто необходимо закладывать эти ценности в детские сердца.

– О чём хотелось бы ещё написать лично вам?

– Не могу назвать конкретную тему или рассказать о новом герое, чью историю непременно хотелось бы написать. Идея новой книги всегда приходит каким-то таинственным образом. Очень хочется, чтобы мои книги соответствовали читательскому интересу и могли воспитывать хороший читательский вкус, чтобы они открывали удивительный мир чтения всё новым и новым читателям, чтобы после прочтения моих книг у детей формировались лучшие качества личности. И чтобы вдохновение всегда было со мной.

– Беседуя с детскими писателями разных стран, всегда стараюсь спросить об отношении к литературной критике. Нужна ли вообще критика детской литературе?

– Конструктивная критика, которая поможет писателю совершенствоваться, всегда полезна. Беру на заметку замечания, это помогает писать лучше. Сам автор не всегда может объективно определить в тексте минусы, или на обнаружение недостатков понадобится время, за которое могут появиться его новые книги с теми же огрехами. Ну, и о плюсах, выделенных критикой в произведении, узнать приятно и важно.

– Вы – частый гость в библиотеках Беларуси, видите, чувствуете ту атмосферу, в которую попадает, придя туда, юный читатель. Ваш главный совет работникам детских читален?

– Библиотеки – особый мир, сокровищница, где живут сотни, тысячи книг с их удивительными героями и увлекательными приключениями. А библиотекари представляются мне хранителями этих богатств. По моим ощущениям, творческая встреча в библиотеке по атмосфере отличается от, к примеру, встречи в школе. Во втором случае дети, как правило, воспринимают меня как интересную, необычную гостью, которая пришла в их родную школу. Они слушают, увлекаются действом, которое я им демонстрирую, охотно участвуют в интерактиве. Но когда я и мои читатели встречаемся в библиотеке – это другая атмосфера. Во-первых, для ребят это уже настоящий культпоход со сменой привычной обстановки. И я в библиотеке уже не просто гостья – я становлюсь настоящей книжной феей, способной перевоплощаться в разные образы, в героинь, которые живут в моих произведениях. Вместе со мной со страниц книг сходят сказочные персонажи, появляются волшебные атрибуты, происходят волшебные превращения…

Очень люблю библиотеки, ведь там трудятся замечательные люди, увлечённые своим делом профессионалы. Их работа открывает детям чудесный мир чтения и помогает писателям находить своих читателей. Большое спасибо им за это! Пожелаю им ещё больше продвигать именно отечественных авторов, активнее и креативнее помогать новым литературным героям, созданным нашими писателями, становиться популярными, узнаваемыми персонажами.

Беседу вёл Кирилл Ладутько

 

Тэги: Кирилл Ладутько
Обсудить в группе Telegram

Кирилл Ладутько

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вокзал поэтов и времён

    24.11.2021
  • Мгновения, разделившие мир на «до» и «после»

    22.06.2021
  • Россию читают по-белорусски

    15.06.2021
  • «Я выбрал Пушкина...»

    08.06.2021
  • Писательский роман с газетой

    11.05.2021
  • «Я выбрал Пушкина...»

    12 голосов
  • Писательский роман с газетой

    11 голосов
  • Вокзал поэтов и времён

    10 голосов
  • Россию читают по-белорусски

    5 голосов
  • Мгновения, разделившие мир на «до» и «после»

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS