Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 ноября 2023 г.
Литература Библиосфера

Согласно творческой концепции

29 ноября 2023

Александр Балдёнков интересен тем, что в основу своего творчества положил не только вдохновение, но и целую систему постулатов, выстраданную и глубоко продуманную. Для него само занятие творчеством, сам посыл является поводом для размышления и самоанализа. Тот момент, когда поэт творит новый мир, когда «строки спокойно текут» – таит загадку. Почему возникает творческое вдохновение? Или, напротив, что есть причина творческой немоты? Ответ Балдёнков находит в сугубо индивидуальном точном опыте. По Балдёнкову, биография сама подсказывает нужное время для того, чтобы осознать себя поэтом:

Бросьте вы свою затею.

Снизьте гонор, сбросьте спесь.

Не понять умом Расею.

А примите так, как есть.


Приходите просто в гости

Что на Новый, что на Старый.

Денег с вас совсем не спросим,

Теплотой своей одарим.


Сам автор считает, что его приход к поэзии в позднем возрасте, после многих жизненных перипетий, послужил тому, что он открыл это таинство именно таким, что наиболее показательно отражает его творческое «Я». Зрелость и опыт, как его главная творческая ставка, привели к тому, что его творческой задачей стало восприятие мира таким, какой он есть. Поэт идёт не от эмоции, не от экзистенции, а от самого мира, который просится в стихотворные тексты. Это очень интересно вкупе с работой с поэтическими приёмами.

Читая стихотворения Александра Балдёнкова, невольно размышляешь о сути поэзии на новом этапе. На русском языке написаны миллионы стихотворных текстов. Как найти новый путь? Как лучше выразить себя? Александр Балдёнков и его поэзия неотрывны от поиска ответов на эти вопросы. Он не претендует на собственную уникальность, и это не имеет отношения к пресловутому неверию в собственные силы. Это его кредо. Он мыслит поэзию как божественную волю, где только эта воля первична, а не поэтическое эго. Из-за этого всякий приём кажется ему искусственным, метафоры, ассонансы – не для него, он нутром чувствует, что в них слишком много самоуправной, не божественной воли, слишком много мешающих расслышать истину шумов. В этом он невольно приближается к поэтической философии Юрия Кузнецова, который также бежал метафор как огня, считая их признаком распущенности. Цветаевское «поэта далеко заводит речь» ему явно не близко. Он весь в ожидании слова, он предчувствует его, желает, и, когда оно нисходит, начинается процесс его осмысления, перевода на бумагу. Интуитивность, иррациональность парадоксальным образом берёт у Балдёнкова верх, хотя по образованию он физик. Видимо, в нём всегда жил тот пресловутый лирик, который вместе с физиком призван составить подлинное человеческое органическое единство.

Балдёнков сразу же запрещает себе строки ради строк, ради заполнения пространства. В каждом тексте он ищет не только красоту, но и смысл. Да, сама жизнь становится героем стихов Балдёнкова, самая суть, а не отблески в человеческом эго. К жизни, к тому, что ему довелось жить на земле, он испытывает благодарность и в этом ищет её смыслы. Сам он полагает (и в этом он в какой-то мере антипод Дмитрия Воденникова, который объяснял свою паузу в написании стихов желанием пожить простой жизнью), что многие годы житейской суеты навели его на мысль, что именно творчество – это тот чистый воздух, что спасает. В реке поэзии стоит плыть, чтобы очищать себя от наносного и наполнять подлинной жизнью. Непосредственно в поэтических своих построениях Балдёнков решает многие творческие задачи. Важнейшая из них – как соединить те интонации, которые тебе приходят свыше, с собственными лирическими инвективами, есть ли тут готовый рецепт или это продукт индивидуального чутья, интуиции? У Балдёнкова убедительно получается найти выход. Его рецепт не в экстатическом письме, а в раздумчивом, где человек целиком сливается с миром, а не противостоит ему.

Что-то мне не спится спозаранку.

«Слышу», как зовут меня леса.

С болью, свойственной подранку,

Чувствую я все их голоса.


Долго с вами не видался как-то.

Жизни суета берёт своё.

Заявился, собственно, бестактно

Вспомнить, что ушло в небытие.


В творчестве Балдёнкова много такого, что обращает на себя внимание именно в контексте концептуальности, интереса к сути творчества как такового. Он тонко меняет ракурс, меняет личное отношение к близости автора к тексту, к возможностям лирического героя, но никогда не нарушает изначальной приоритетности: на первом месте жизнь – потом уже сам творец. Такое осознанное отсутствие эго привлекает.

Как успокоить душу мне, скажи?

С несчастьем разобрался я вконец.

Дорогу к счастью лучше покажи...

С подсказкой задержался Твой гонец.


В этих строках многое, что важно для автора. И желание счастья, совершенно естественное, и понимание, что дорогу к нему нужно заслужить, и что часто счастье приходит поздно или совсем не приходит. Мысли для русской поэзии, разумеется, не новые, но выражены они согласно личной творческой стратегии Балдёнкова, без эмоциональных перехлёстов, в ключе философских размышлений.

Одним словом, Александр Балдёнков рисует нам вектор своей творческой судьбы, не претендуя ни на оригинальность, ни на назидательность. Он честно говорит о своём выборе поэтической манеры, каждым словом, каждым поэтически жестом. Ему чужда дидактика, а также он, исходя из внутренних постулатов и понимания энергетики слова, осознанно излучает своим творчеством преимущественно тексты с положительным зарядом, стараясь не множить в эфире волны жизненной боли и человеческой смуты. Его поиски немного напомнили поиски постимпрессионистской живописи, когда сквозь туманы и впечатление шло возвращение к сути предмета. Балдёнков идет к творческой цели не спеша, давая всем нам веру, что не итог пути важен, а сам путь.

Мои скромные творенья

Часть моих открытий,

Мыслей ярких проявленье

И расклад событий.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS