Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июля 2015 г.
  4. № 31 (6519) (29.07.2015)
Литература

Сопереживание и сотворчество

Выпуск 6 (17)

29 июля 2015

Сорок четыре года назад в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена Зинаида Яковлевна Рез защищала докторскую диссертацию «Методика изучения лирики в школе». Это была во многом прорывная, обозначившая ключевые задачи работа, которая осталась одной из очень немногих в своём роде. Мы предлагаем вниманию учителей-словесников дайджест автореферата этой диссертации.

«Измерить» степень усвоения художественных знаний учениками весьма трудно: поддаётся учёту лишь приблизительный круг затрагиваемых сведений. Косвенно можно иногда судить о влиянии, какое они оказывают на внутренний мир школьника, хотя нередко результат воздействия сказывается только через многие годы. Однако именно эти знания играют решающую роль в становлении личности… Если у ученика не появляется личной заинтересованности в поэзии, художественные знания окажутся для него ненужной, «избыточной» информацией, и он их, в сущности, не воспримет, а лишь получит сведения об их, существовании...

В литературе, даже при самой высокой степени развития ученика, едва ли следует требовать от него выдвижения гипотезы при первом чтении лирического стихотворения, так как это может привести к вредному для литературы схематизму мышления и к выводу, что художественное произведение иллюстрирует ту или иную отвлечённую идею, тезис, логический вывод. Гораздо важнее, чтобы школьник проследил, как поэт идёт к конечной идее. Важен именно этот процесс открытия идеи, путь нахождения художественной истины, а не выдвижение первоначальной гипотезы и поиски её подтверждения...

Проблемное обучение, ставящее целью стимулировать развитие учащихся, заставляет искать помимо названных другие задания с повышенным «коэффициентом трудности», заставляющие школьников более углублённо воспринимать и осмысливать произведение. Проблемными вопросами мы называем те, что помимо воссоздающего воображения и репродуктивной мысли требуют творческих усилий и поворачивают стихотворение в сознании учащихся новой стороной. Приведём примеры. При анализе «Песни о вещем Олеге» естественен вопрос, какие качества личности кудесника проявляются в его ответе князю»: «Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен»… Но из слов кудесника можно «почерпнуть» и иную информацию – о внутреннем достоинстве, гордости самого Пушкина. На вскрытие этой связи направлен проблемный вопрос: «Какие слова кудесника в его ответе князю ближе всего, по вашему мнению, самому Пушкину? Почему?» Вопрос нелёгок: ученики должны мысленно перебрать факты биографии поэта, которые им известны по рассказам хрестоматий, учителя или детских книг о Пушкине; вспомнить другие его стихи; сопоставить их с высказыванием волхва… Конечно, такое проблемное задание возможно лишь в том случае, если у школьников есть минимальный запас знаний о поэте...

По существу, каждое новое поэтическое произведение ставит читателю свою, всегда новую задачу. Если самостоятельное решение её оказывается затруднительным, полезными делаются поисковые задания в форме развёрнутых вопросов, содержащие элементы подсказки. Приведём в качестве примера две такие поисковые задачи для самостоятельной работы над стихотворением Маяковского «Товарищу Нетте – пароходу и человеку».

В стихотворении «Товарищу Нетте…» движению поэтической мысли-переживания композиционно соответствуют три части: встреча с пароходом, воспоминания о Нетте-человеке, размышление о сути и природе его подвига. Как меняются в связи с этим интонация и поэтический словарь в каждой части? В каких строфах слова имеют преимущественно бытовую окраску, в каких – более торжественную и патетическую? В каких интонация тяготеет к разговорной речи, а в каких – к ораторской?

Маяковский говорил о принципе своей рифмовки: «…я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычайна и… до меня не употреблялась». Докажите слова поэта наблюдениями за рифмовкой в стихотворении «Товарищу Нетте…» Сравните несколько рифм первых двух строф с рифмами классического стиха. В чём их необычность? Когда они более ощутимы – когда вы их читаете про себя или когда произносите вслух? Как это может влиять на манеру чтения стихов Маяковского?

Подсказка «шагов действия» позволяет справляться с заданиями тем ученикам, которым вначале они кажутся невыполнимыми, и учит их овладевать нужными способами действия...

Третий вид самостоятельной проблемной работы – разрешение проблемных ситуаций. Особенно важно, чтобы они естественно включались в процесс анализа и не нарушали движения мысли на уроке. Приведём пример. Прочитав «Необычайное приключение...» Маяковского, учащиеся по-разному воспринимают обращение поэта к солнцу. Одни считают его грубым, невежливым, другим это обращение нравится смелостью, сознанием человеческой независимости. Учитель предлагает поочерёдно прочесть слова поэта представителям обоих лагерей, а класс оказывается перед проблемной ситуацией: кто прочёл убедительнее, чья интонация вернее выражает настроение поэта?..

Важнейшей проблемой изучения лирики в школе является подготовка ученика к полноценному восприятию поэзии – без этого условия идейное, гражданское, нравственное воспитание учащихся силой поэтического слова неосуществимо. Полноценность восприятия предполагает сложные внутренние процессы, включающие интеллектуальные усилия (произведение нужно постигнуть умом), эмоциональные реакции (без них не возникнет эстетического переживания), выработку отношения, оценки. Анализ лирики призван стимулировать эту внутреннюю работу сознания и чувства школьника, чтобы к концу обучения выпускник, обладая определённым кругом знаний и сведений о лирике, проявлял также способность к сопереживанию, сотворчеству, эстетическому наслаждению.

Тэги: Филология Словесность
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Иноплеменные слова» в поэзии А.С.Пушкина

    31.10.2021
  • Образы пространства в поэтическом мироздании Юрия Кузнецова

    27.09.2021
  • Филология как поэзия, поэзия как филология

    23.09.2020
  • Прямая речь

    29.07.2020
  • Как нам обустроить изящную словесность

    27.11.2019
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Словесность сохранит в человеке человеческое

    131 голосов
  • Езжай, мой сын, езжай отсель,..

    57 голосов
  • Искусство – точная наука

    38 голосов
  • Что пишем и что на ум пошло

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS