А. Король. Дороги vs смыслы: очерки, эссе. – Минск: Звязда, 2023. – 216 с.
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землёй на Страшный Господень суд» – этими словами начинается «Баллада о Востоке и Западе» Редьярда Киплинга. Автор книги «Дороги vs смыслы: очерки, эссе», мой коллега – ректор Белорусского государственного университета Андрей Дмитриевич Король объединяет в едином пространстве текста Китай и Африку, Центральную Азию и Европу. Такой подход в контексте работы, которая носит одновременно философский и художественный характер, рождает ощущение Конца Времён, слома эпох и осознание неизбежности грядущих перемен.
Книга написана достаточно чётким и лёгким для восприятия языком афоризмов. Но за этой кажущейся лёгкостью, на крутых поворотах «скоростной магистрали» бытия современного мира мелькает поистине ницшеанская бездна.
Круг мировоззренческих и социальных вопросов, относящихся к сферам коммуникации, стереотипности сознания, соотношения слова и сути, формы и содержания, истины и обмана и многим другим бесконечным по своей содержательной глубине темам, в книге А.Д. Короля отражает глубинную практическую задачу, которую автор ставит перед читателем, – научиться видеть, слышать, понимать мир и самого себя в нём, а поняв – действовать и созидать.
Эта задача является, с одной стороны, философской, поскольку непосредственно отражает суть основного вопроса философии о соотношении сознания и бытия. С другой стороны, нельзя не отметить глубинный этический и педагогический смысл книги. Он выражается в том, что содержание работы при всей своей стилистической динамичности (метафоры дороги, путешествия, скоростной магистрали являются основным лейтмотивом текста) учит читателя остановиться и в суете повседневности суметь различить наиболее важное и ценное – способность свободно и критически мыслить, реализовывать свой внутренний потенциал в условиях бесконечно рискогенной и трансформирующейся внешней среды.
Самореализация и саморазвитие – это всегда развертывание смыслов в глубину внутреннего пространства личности. «Человек без внутреннего пространства не слышит себя, не способен посмотреть на вещи с разных сторон, он подобен сказанному слову, которое пополнило ряды армии потерявшихся слов, используемых в разных контекстах, создающих искусственную реальность» – пишет автор.
Безусловно, Андрей Король – в первую очередь известный учёный в области гуманитарного знания, педагогики, автор концепции эвристического обучения на основе диалога. В ней главным методологическим и методическим компонентом выступает вопрос ученика, а не учителя. Названная концепция постулируется на первичности познания учеником реальности, и только затем результат познания сравнивается с культурно-историческим аналогом – достижениями человечества в рамках темы. В этом диалоге «своего и чужого» много заложено и от традиционных восточных, и от западных представлений о мире. Равно как и «Герменевтическое первенство вопроса» Г.Г. Гадамера является предпосылкой для диалога культур в образовании.
В книге как раз таки через призму наблюдений, реалий и попытку философски осмыслить окружающую современность явно прочитываются тенденции его научных исследований. Но они тоже преломлены через современность, которую автор называет миром рукотворным. Это мир, который построил человек XXI века, – мир всё ускоряющихся перемен и утрачиваемых смыслов. Создаётся впечатление, что на примерах реальных персонажей и ситуаций автор пытается показать читателю путь к пониманию самого себя, глубинных оснований межкультурного диалога, таких непростых категорий, как время, счастье, изменчивость и постоянство, внутреннее и внешнее.
Философская ценность текста «Дороги vs смыслы» заключается в том, что в нём средства художественной выразительности сочетаются с опорой на глубокие концептуальные основы мирового философского знания – от воззрений Будды и Чжуан-цзы до идей М. Мамардашвили и К.Г. Юнга. Философские мысли, в, казалось бы, постмодернистской пестроте мелькающие при первом беглом знакомстве с книгой, играют роль своеобразных «дорожных указателей» на пути самопознания и освоения социокультурного пространства современного мира. Афористичность изложения текста книги исподволь ставит перед читателем задачу продолжения и заполнения многоточий (которых нет в тексте графически, но которые очевидно там присутствуют метафизически и содержательно), задачу самостоятельного осмысления предельных оснований бытия глобального мира.
Художественная форма, объединённая с философским содержанием, в данном случае гораздо более эффективна, чем сухой формально-теоретический язык изложения, поскольку обращается непосредственно к эмоциям, мышлению и восприятию читателя, ведёт его от изобильного узбекского стола до суровой аскезы, которая сама по себе есть «углубление в тёмный колодец». «Только спускаясь вниз и познавая себя, понимаешь, что самые опасные демоны внизу», – одновременно пугающе и завораживающе пишет об этом автор.
Книгу А.Д. Короля «Дороги vs смыслы» можно с уверенностью назвать успешной и неординарной попыткой объединить философскую глубину и художественную образность текста, наполненную красками, звуками, вкусами и запахами бесчисленных дорог Востока и Запада, которые самого А.Д. Короля всегда возвращают к состоянию Единства полюсов слова и смысла, рационального и спонтанного, логики и эмоций. Для автора, очевидно, географическим местом, воплощающим это Единство, является Гродно – граница Востока и Запада его Родины. Для читателя же основой нахождения и объединения его личного Востока и Запада может быть что-то своё, отражающее неповторимость его индивидуальной экзистенции. «Путь к Единству лежит через завершение единичного, реализацию каждой сущности. Это универсальный закон. Лишь те культуры, которые не утратили своей индивидуальности, самобытности, внутренней силы, способны выжить, ведь они сохранили свою причастность к Единому и ко всему человечеству».
Осознание этих слов открывает глубокое философское содержание всей книги – Восток и Запад могут и должны сойтись, но не по законам бездушной унификации и стандартизации глобального мира, а через осознание уникальности собственного культурного кода и собственного экзистенциального потенциала.
И тогда образ Конца Времён из «Баллады» Р. Киплинга предстаёт не таким устрашающим, ведь, как пишет А.Д. Король: «Самый красивый отрезок дня – время приближающегося заката». От себя остаётся лишь добавить, что пусть Восток и Запад сойдутся лишь в Конце Времён, но конец одного мира всегда является началом мира нового.