Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 марта 2024 г.
  4. № 10 (6925) (13.03.2024)
Телеведение

Спасение в правде

Сериал о декабристах завершился на Первом канале

14 марта 2024
Александр I (Виталий Кищенко) среди придворных

В многосерийной версии «Союза спасения» создатели (Никита Высоцкий и Илья Лебедев) попытались объективно отобразить предысторию восстания. На телеэкране впервые появились самые важные фигуры славной эпохи.

В первую очередь это Сперанский в исполнении Максима Аверина. Михаил Михайлович – сын провинциального священника, который благодаря своим выдающимся способностям в служении Отечеству смог подняться до самого верха властной пирамиды. Появившиеся в сериале Александр (Виталий Кищенко) и Константин (Виталий Коваленко), хоть внешне и мало похожи на государя и его брата, но тоже показались убедительными, значимыми фигурами. Мы должны учитывать важные обстоятельства истории братьев Романовых: их прадед (Пётр I) чуть не погиб во время стрелецкого бунта, а дед (Пётр III) и отец (Павел I) были убиты заговорщиками. Причём последний на тот момент совсем недавно – всего 24 года назад. Таков исторический контекст – в заговорах с участием гвардии ничего необыкновенного не было.

Среди новых фигур декабристов отмечу совестливого хитреца Батенькова в исполнении Даниила Воробьёва, диалоги Батенькова со Сперанским очень хороши. Жаль, что ушла важная деталь: герои между собой изъяснялись большей частью по-французски – они действительно были «страшно далеки от народа». Бестужев-Рюмин (в сериале его играет Иван Янковский), например, на родном языке не говорил совсем.

В отличие от многих, возмущённых непохожестью Романа Мадянова на действительно «без лести преданного» Аракчеева, мне он в этой роли показался убедительным, а после нервного расстройства, связанного с убийством его возлюбленной (крепостной Минкиной), даже трогательным. И на самом деле после её смерти он отошёл от дел. Линия Милорадовича, замечательно прожитая Александром Домогаровым, – самая яркая и в фильме, и в сериале – тоже дополнилась, получив щемящий лирический финал. Искреннее сочувствие вызвал Владислав Ветров в образе подполковника Гебеля. Очень убедительны Сергей Безруков в роли Волконского и Алексей Гуськов (Щербатов) – настоящие вельможи Александровской поры.

В сравнении с этими появившимися в сериале царедворцами несколько поблекли «старожилы» во главе с Рылеевым (Антон Шагин). Запомнились в роли офицеров Юрий Борисов, Дмитрий Лысенков, Кирилл Зайцев, а самым убедительным в стане заговорщиков оказался Пестель (Павел Прилучный).

Великолепна работа художников, декораторов и костюмеров. Изумительно красив декабрьский Петербург и «ужасно прекрасны» сцены подавления восстания, перекочевавшие из фильма на телеэкран. Продюсер Анатолий Максимов говорил, что сериал прояснит причины мятежа. Но то, что государь отказался пить шампанское с гвардейцами после взятия Парижа – в сериале это важный символический эпизод, – вряд ли можно счесть тем роковым казусом, который толкнул Муравьёва и других на заговор. Также неуместна другая фантазия создателей: дуэль разжалованного в рядовые майора Баранова (Игорь Петренко) с Муравьёвым-Апостолом (Леонид Бичевин). Незавершённой и искусственно «пришитой» показалась линия отношений последнего с княжной Бельской (Софья Эрнст).

Полагаю, что сериал нуждается в продолжении, где будет более подробно показано драматическое расследование, которое вёл Николай (Ивану Колесникову в роли императора не хватало его непреклонной воли). И выяснится, что у каждого участника заговора были не только романтические порывы и прогрессивные устремления, но и свои обиды и счёты с властью. Что, конечно, не отменяет личной отваги декабристов и подвига их жён, которые тоже достойны киновоплощений.

Наше спасение в объективном отображении родной истории. Хорошо, что оно наконец началось. И надеюсь, не потонет в гламурной патоке вроде той, что обрушилась на Екатерининскую эпоху.


Тэги: Сериал
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Советское несчастье

    93 голосов
  • Радиоактивная ложь

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS