2018-й стал для «Русского искусства» годом сразу двух юбилеев – 95-летия со дня выхода первого номера, у истоков которого стояли такие выдающиеся личности, как Игорь Грабарь, Евгений Замятин, Осип Мандельштам, и 15-летия возрождения легендарного издания. 60-й номер стал зримым воплощением духа той традиции, поддержанию которой столько сил отдаёт Благотворительный фонд им. П.М. Третьякова, издающий этот уникальный по нынешним временам журнал.
Юбилейный номер решён в эстетике своеобразного каталога значимых для журнала и его читателей материалов прошлых лет, самым тесным образом связанных с актуальными художественными событиями сегодняшнего дня.
«Новый Николай Ге» Татьяны Карповой, Нины Марковой и Ирины Лазебниковой – прекрасный образчик классического «искусствоведческого детектива». В материале, опуб-ликованном семь лет назад к открытию монографической выставки Ге, прослежены коннотации творчества русского художника с европейским экспрессионизмом, что в преддверии грядущей выставки Эдварда Мунка не может не усилить интереса к исканиям одного из самых пламенных «еретиков» отечественной живописи.
К давней публикации Светланы Степановой «Духовная родина Александра Иванова» редакция вернулась в связи с выходом в свет книги «Рим. Русская мастерская», ставшей итогом многолетних исследований судеб русских художников первой половины XIX века, над которой автор работала вместе с Анной Погодиной. Во времена нравственной смуты особую ценность обретает духовный опыт «национального гения», чьё творчество проникнуто неустанным стремлением к идеальному «я», означавшему для него быть «полным христианином, не по символам, а по внутреннему достоинству собственной своей души».
Держа, что называется, руку на пульсе, редакция журнала оперативно откликается и на самые знаковые выставочные проекты. Так, «Русский путь. От Дионисия до Малевича», развёрнутый в музеях Ватикана, специалисты уже назвали событием века. Кураторы отказались от традиционного хронологического подхода, чтобы сделать более явственными и зримыми глубинные связи иконописи и русского реализма XIX века. «Несколько эпизодов из жизни Сергея Судейкина», представленные Ириной Шумановой, сопровождают выставку «Арлекины Серебряного века», проходящую сейчас в залах графики Третьяковской галереи.
200-летнему юбилею И.С. Тургенева посвящён очерк главного редактора журнала Елены Бехтиевой о последнем приюте великого писателя – поместье «Ле Френ» в Буживале. «Вторжение» большой литературы во владения изобразительного искусства – дань традиции, проявление интереса к взаимодействию различных видов творческой деятельности.
Сразу несколько материалов, и новых, и архивных, освещают историю творений через призму судеб их создателей, будь то иллюстрации к библейским сюжетам Мюда Мечева, памятник Пушкину Михаила Аникушина, бесценные коллекции, собранные Георгием Костаки или дуэтом Ларионова и Гончаровой. Каких бы тем ни касались авторы журнала, какие бы жанры они ни выбирали, диалог «Русского искусства» со своими читателями всегда строится на синтезе строгого научного академизма и яркого, увлекательного просветительства.
Ксения Вишневская