
Александр Балтин
Дмитрий Затучный. Суматошные дни, или Невеста и олигарх. – М.: АСТ, 2024. – 192 с. – (Городская проза).
Четвёртый роман Дмитрия Затучного – «Суматошные дни, или Невеста и олигарх» удачно сочетает необычность мировидения, психологические нюансы и тонкое моделирование образов. Заметим: Дмитрий Затучный – профессор, доктор технических наук, а соединение технического варианта мышления с художественным порой работает сильным аккордом.
Автор отрицает прямолинейность – сюжета, мировосприятия, подачи текста: здесь, следуя жизни, он словно учится у неё, одновременно живописуя оную – яркую, шумную, как огромные клетки с фантасмагорическими птицами. Да, «Суматошные дни» – роман-фантасмагория: речь пойдёт о машине времени, необходимой таинственному олигарху, чтобы переписать явь. А героиня – Вера – пока об этом не знает.
Действие разворачивается на кафедре журналистики – никакой мистики, но лотерея, разыгрываемая так, что победителю представится редкий шанс, обещающий перспективы: взять интервью у магната, олигарха, окружённого некой недоброй аурой. Никогда никому интервью не дававшего. Барабан крутится, лотерея символизирует жизнь, удача выпадает Вере. Это шанс шансов, но студентка явно не в восторге – немудрено, ведь именно в эти дни, когда предстоит интервью, у неё назначена собственная свадьба… подготовка к ней, что может быть радостнее, крутится-вертится, нервически переливаясь самыми разными оттенками.
Жизнь есть цепочка ветвящихся дилемм: перед серьёзной дилеммой встаёт и Вера – олигарх пожелал говорить только с неопытным студентом или студенткой. Меж свадьбой – а жених надёжный, как альпинистская страховка, мечтает о ней чуть ли не больше невесты, – и заманчивым предложением мечется Вера. Но Ян, жених, решит проблему «легко», буквально обязав невесту отправиться к миллионеру. Мол, отработаешь профессионально, по-журналистски, на сто процентов, а на свадьбе, на торжествах это никак не отразится.
Конкурс, завершившийся лотереей, длился месяц; конкурс, замешанный на бизнесе и серьёзно потрепавший нервы как студентам, мечтающим о славе, так и профессорам, грезящим в основном спокойной жизнью. Уж слишком значим сей олигарх, чтобы не выполнить его условия, сколь бы каверзны они ни были! Итак, Вера отправляется на первое задание со смешанными чувствами, готовая ко всему. Ещё не зная, что свадьба может оказаться под вопросом, ибо сила олигарха завораживает многих, а его жизненный путь невероятно ветвист…
По дням строится интервью, возникают (словно фильм снимается, но время не линейно в нём) кадры из жизни олигарха – учёба, стремительный блеск, отличность от других. Академик – такое прозвище точно определило суть его личности, и, хотя он совершал ошибки, поднимаясь по профессиональной лестнице, они служили поводом пересмотреть правильность пути. Академик расскажет Вере историю взаимоотношений с профессором – учителем, не сомневавшимся в нём, отчасти корректировавшим его движение.
Постепенно из суммы деталей вырастает образ машины времени: вечной человеческой мечты, но здесь, учитывая возможности Академика, дело доходит до воплощения. Доходит – да не совсем, и суть не в том, как запустить машину в производство с дальнейшей накруткой богатства, а в том, что агрегат пока способен отправить в былое только на полминуты, что решительно не устраивает олигарха. Тридцать секунд? Фьють!.. Они лопнут моментально! А он, взобравшийся на финансовые вершины, мечтает… о возможности отпустить свою старую любовь. Старую, яро сгоревшую: остался пепел. И машина времени нужна ему в первую очередь для того, чтобы там, в промелькнувшем «вчера», попробовать изменить историю своей сокровенной страсти. Аппарат, работающий для этого достаточно долго, создать не удаётся; хитроумный Академик решает использовать «живой аппарат» – студентку Веру...
Финал? Пусть читатель проживёт его сам. Автор написал явно небанальную книгу, позволяющую шире взглянуть и на современность, и на жизнь вообще.