Наталья Курянская, член Общественной палаты ДНР, корреспондент «ЛГ» в Донбассе, г. Снежное
С 30 на 31 августа 1935 года забойщик шахты «Центральная-Ирмино» Алексей Стаханов установил мировой рекорд. За смену (5 ч 45 мин.) удалось добыть 102 тонны угля при норме в 7 тонн. Так начиналось движение стахановцев, носящее имя шахтёра из Донбасса.
В постсоветские времена о стахановском движении высказывались по-разному, нередко скептически. Для меня и, думаю, для многих, воспитанных в советской традиции, слово «стахановец» звучит как похвала. Значит, человек стремится и побеждает.
Стахановское движение возникло в СССР не случайно. Это была государственная система, важный элемент индустриализации. Так поощрялось новаторство, рационализаторство. Да и рекорд Стаханова стал возможен, потому что был применён новый принцип организации работы.
Нельзя сводить стахановское движение исключительно к энтузиазму, хотя, конечно, понятие «трудовой подвиг» стало в СССР практикой. Стахановское движение при всём его идеологическом антураже помогло повысить производительность труда, создать промышленность, которая успешно конкурировала с самыми развитыми странами.
Не будет преувеличением сказать, что стахановское движение стало во многом основой победы в Великой Отечественной войне. Энтузиазм в сочетании с прогрессивными принципами организации труда позволили СССР превзойти гитлеровскую коалицию и экономически.
Стахановским движением была охвачена вся страна. Имена передовиков Донбасса тоже вошли в историю: старобешевская гречанка дважды Герой Социалистического Труда механизатор Прасковья (Паша) Ангелина; мариупольский металлург кубанец Макар Мазай; железнодорожник из Славянска (родом из Крыма) Герой Соцтруда Пётр Кривонос…
Донбасский шахтёр Никита Изотов, сам в 1932 году устанавливавший рекорды угледобычи и положивший начало «изотовскому движению», на момент стахановского рекорда руководил шахтами Донбасса. После почина Стаханова сам спустился в шахту как простой шахтёр и установил новый мировой рекорд – 240 тонн угля за смену. 1 февраля 1936 года он добыл уже 607 тонн за 6 часов работы.
Но основоположником для нас навсегда останется Алексей Григорьевич Стаханов – символ советского трудового энтузиазма и человек с очень непростой судьбой. Так с историческими личностями случается – парадный портрет и реальная жизнь не совпадают. На этом несовпадении нередко спекулируют, опровергая таким образом чьё-то величие. А мы просто примем во внимание в том числе и непарадные детали биографии Стаханова.
В Торезе, одном из главных городов угледобывающей отрасли Донбасса, живёт краевед Алексей Гануляк, который кропотливо изучал судьбу знаменитого земляка со всеми её поворотами и ухабами.
Алексей рассказывает, что предшествовало рекорду: «Идея принадлежала тогдашнему парторгу шахты Константину Петрову. Он выбирал героя для трудового подвига из нескольких кандидатов, остановился на Стаханове, 29-летнем парне с Орловщины. Сам Стаханов вспоминал, что его мечтой тогда было заработать, купить коня и вернуться в свою деревню».
Трудовой путь на шахте Алексей Григорьевич начинал тормозным – останавливал вагонетки с углём, потом стал коногоном, а затем – забойщиком. Стаханов проявил себя как трудолюбивый и ответственный человек. Молодой шахтёр поначалу отказывался от предложения парторга, но тот нашёл нужные слова, да и возможность получить премию повлияла.
Однако парторгу ещё необходимо было получить разрешение директора шахты. Когда Петров пришёл с идеей, директор категорически отказался – не верил в успех эксперимента. В итоге всё же согласился, но с условием: рекорд должен был ставиться в нерабочее время, ночью. Мало ли, вдруг не получится.
Ночью в шахту вместе со Стахановым спустились крепильщики Борисенко и Щиголев, сам парторг Петров и журналист местной многотиражки, который должен был зафиксировать рекорд. И рекорд состоялся. Стаханов получил за него 220 рублей премии – тогда очень большие деньги. Заметку в многотиражке заметил нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе, её перепечатали в «Правде», с ней ознакомился Сталин.
А уже 14–17 ноября 1935 года в Москве состоялось Первое Всесоюзное совещание стахановцев в торжественной обстановке, в Кремле. Именно там Иосиф Виссарионович и произнёс свою знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее».
Стаханов был награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Вернувшись в Донбасс, установил новый рекорд – добыл за смену более 220 тонн угля. Тогда его портрет появился на обложке журнала Time.
Алексей Гануляк рассказывает об обстоятельствах рекорда Стаханова и новаторских решениях. Прежде шахтеры не только рубили уголь, но и сами устанавливали деревянную крепь, чтобы не возникало обвалов, грузили вагонетки и занимались другими сопутствующими процессами. Это отвлекало от основного – добычи угля. Рекорд Стаханова состоялся, когда применили принцип разделения труда.
В 1936-м Алексея Григорьевича переводят в Москву, он учится в Промышленной академии, становится депутатом Верховного Совета СССР. Ему дают квартиру в знаменитом Доме на набережной. С ним дружит сын Сталина Василий, что на учёбе знаменитого шахтёра отражается плохо, и ходят слухи, будто конспекты Стаханова проверяет чуть ли не сам Иосиф Виссарионович.
Личная жизнь Стаханова причудлива и драматична. Первой его женой была Евдокия Русакова, яркая девушка из Молдавии, работала она в шахтёрской столовой. Их семейная жизнь не сложилась, судачили о «моральном облике» Евдокии, несовместимом с образом советской женщины, жены героя. Впрочем, слухи – это только слухи. Из фактов: в Москву с мужем она не поехала, дети от этого брака – Клавдия и Виктор – воспитывались во второй семье Стаханова.
Алексей Гануляк рассказывает: «Стаханову приглянулась юная 14-летняя девушка Галина Бондаренко. Её отец не был против, чтобы дочь вышла замуж за Стаханова. Ей приписали два года, чтобы заключить официальный брак. Во втором браке у Алексея Григорьевича родилось ещё четверо детей, но двое умерли во младенчестве. Выжили Виолетта и Алла. Первая оставила воспоминания об отце, по которым мы можем более-менее ориентироваться в биографии Стаханова».
Вообще Алексей Григорьевич любил женщин, и это было взаимно. Как мог не привлекать внимание столь известный человек, купавшийся в лучах славы, обеспеченный? Когда Стаханов уехал из Москвы (Галина покидать столицу отказалась), рядом с Алексеем Григорьевичем появились другие женщины. Судя по всему, у него возникли проблемы с алкоголем. Спустя какое-то время Алексей Григорьевич сошёлся с Антониной, родной сестрой того самого парторга Петрова. Они поженились. При этом, как оказалось, Стаханов официально с Галиной не развёлся. (Потом, спустя годы, после смерти Стаханова, Галина Бондаренко подала в суд, чтобы признать брак с Антониной недействительным, его аннулировали, и Галина стала получать пенсию вдовы Героя Соцтруда).
Это, как говорится, обратная сторона медали. А вообще жизнь Стаханова проходила в рабочих буднях, встречах с общественностью, поездках по стране. Сталин ему покровительствовал.
Во время Великой Отечественной войны Стаханов работал директором шахты в Караганде. А при Хрущёве он оказался в опале. В 1957-м Стаханова перевели обратно в Донбасс, где он поселился в городе Чистяково, который позже переименовали в Торез. Должности: замначальника треста угледобывающих предприятий «Чистяковантрацит», потом – помощник главного инженера шахты № 2/43.
При Брежневе о Стаханове снова вспоминают. На 35-летие стахановского движения, в 1970 году, ему присваивают звание Героя Соцтруда. В 1974-м он выходит на пенсию.
Ходили слухи, которые, правда, отрицает дочь Виолетта, что Алексей Григорьевич лечился от вредной зависимости, лежал в клинике. Скончался Стаханов осенью 1977-го.
Алексей Гануляк рассказывает: «Похоронен Алексей Григорьевич в Торезе. С развалом Союза о могиле забыли. Она была случайно обнаружена одним из шахтёров, который навещал усопших родственников. Он расчистил могилу и сообщил об этом начальству. Все были удивлены этому обстоятельству».
Рядом с шахтёрским посёлком Ирмино, где был установлен стахановский рекорд, находился город Кадиевка. В 1978 году, после смерти Алексея Григорьевича, его переименовали в Стаханов. В 2016 году украинские власти (дистанционно, из Киева), в рамках декоммунизации, снова переименовали Стаханов в Кадиевку, чего, естественно, ни Донбасс, ни Россия не признают. Стаханов навсегда останется Стахановым.