Виктор Куллэ. Стойкость и Свет. Избранные стихотворения и переводы 1977–2017.
– М.: Изд-во Б.С.Г.-Пресс, 2018.
– 512 с.
«Стойкость и Свет» – долгожданная книга поэта, создавшего своё пространство и время в мире ожесточенного неприятия живого и подлинного. Держать её в руках уже радость (полиграфия и оформление на высшем издательском уровне), а читать – радоваться вдвойне содержанию собранных под общей обложкой книг, несущих в себе великую библейскую традицию знаний и откровений: «Я ошибся уже не годами, а веками и памятью…». Пространство и время Виктора Куллэ – не просто яркое метафизическое явление в современной литературе, а сотворённое стойким поэтическим пером мироздание, пронизанное ярким внутренним светом. «Бог с тобою», «Жизнь спустя», «Пограничье», «Память о будущем», «Карфагенская глина», «Переводы из Уильяма Шекспира»… – четырнадцать книг (разделов), в которых поэт представил избранные стихи, поэмы, переводы, написанные в течение полувека. Когда-нибудь каждую будут изучать литературоведы, ну а пока задача – куда скромнее – поздравить читателей с открытием Большого Поэта.
Если мир уже не спасут,
что есть истинная красота?
Огонь погаснет, треснет сосуд,
но останется свет с креста.
Но не религиозным, а эстетически-мистическим чувством наполнено мироздание Виктора Куллэ, созданнное из самого прочного материала – «слов», всплывающих из «назойливой бездны» и выстраданных вместе с поэтами христианской цивилизации: Данте, Шекспиром, Пушкиным, Блоком, Мандельштамом, Пастернаком, Бродским, Губановым… Десятки судеб и имен названных и не названных, растворённых в авторских строках, образах, метафорах. Порой возникает ощущение, что поэт защищается ими от «мира потомков обезьян», где «будущего вовсе нет». Или наоборот – защищает их, великих поэтов, своей пронзительной любовью и памятью от «злокачественного цейтнота», при этом не желая (пока не смея?) быть на равных. А дистанцию ему позволяет держать осознание своего предназначения и утончённая самоирония – авторская стилистическая особенность, по которой безошибочно узнаётся поэт Куллэ.
Я памятник себе не возведу –
достаточно под задницею стула.
Я просто охраняю высоту
До смены караула…
Отсюда и обилие внутренних цитат, сокровенность диалогов с классиками, аранжировка знакомых мелодий.
Пусть стадо множится баранами,
нагуливающими бока –
по вечерам над ресторанами
курится запах шашлыка…
Конечно, невозможно не услышать в этих строках блоковский аромат «Незнакомки», как невозможно не почувствовать в коротком стихотворении «Определение» дух Пастернака из его «Определение поэзии» и поэтического напутствия Пушкина о «единственном порядке единственно возможных слов». Но кто читатель? Безусловно, это знаток и большой любитель поэзии глубокой и высокой, способный встроится в мироздание поэта и его время, вектор которого направлен к истокам изначального бытия.
Не милости, ни славы не прошу –
но просто слушаю, пишу, дышу,
беспечно полагая наперёд,
что выдохнутый воздух не умрёт
(точней, умрёт не сразу), что от слов
кому-то станет горько и светло –
ведь истончаясь и сходя на нет,
непраздный сердцем оставляет свет
и не подозревает, одинок,
пожар вполнеба или огонёк
зажечь на память суждено ему,
когда сойдёт в целительную тьму…
В любом раскладе все его труды –
лишь отсвет промыслительной Звезды.
Поэзия Виктора Куллэ эпична, лирична и трагична одновременно, Взаимопроникновение происходит за счет постоянного смещения в строфах смысловых пластов, их игры. Так, наверное, играли с Космосом античные боги, так играют в песочнице дети, создавая куличи-планеты и разрушая их легким ударом совочка, чтобы вновь собрать в форму песок. Но чем пристальнее вглядываешься в эту игру, тем отчётливее понимаешь, насколько она страшна, ибо смертельна, ведь поэт в одиночку сражается с коварным и беспощадным врагом, имя которому – «пошлость». Сражается и побеждает, осознавая, что «эпоха пошла лишь вблизи», а свобода от неё – абсолютна.
Проходит всё, и жизнь пройдёт,
иллюзии круша.
Но твой единственный оплот –
свободная душа.
Книгу Виктора Куллэ предваряет авторская программная Речь на вручении ему Новой Пушкинской премии, а завершает – подборка цитат-откликов известных современных поэтов и прозаиков. Искушенный читатель несомненно согласится с каждым из них, мысленно поблагодарив Большого Поэта за «Стойкость и Свет».
Надежда Осьминина