Второй номер этого года журнал «Русское искусство» посвятил десятой музе. Параллели и взаимосвязи между изобразительным искусством и кинематографом, многообразные и многоуровневые, осмысляются авторами с разных ракурсов и в разных режимах – от детальной «раскадровки» до «замедленной съёмки».
«Экспедиции» на сопредельные территории редакция журнала предпринимала не однажды, рассматривая через призму изобразительного искусства театр драматический, балетный и оперный, и даже литературу. На этот раз в фокус попало кино. Тональность номеру задал гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров афористичным по ёмкости и энергичности высказыванием о современном состоянии кинематографа, всё стремительнее удаляющегося от канонов, по которым создаётся произведение искусства, превращаясь в товар с заранее предсказуемым уровнем продаж.
Программным материалом выпуска стала статья заведующей кафедрой всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Нины Геташвили, предпринявшей попытку проследить траектории диалогов, возникавших между кино и живописью на протяжении века с четвертью. Продолжили эту увлекательную тему известный киновед Наум Клейман, посвятивший свою статью Сергею Эйзенштейну и его поискам генокода, роднящего кинематограф со «старшими сестрами по Парнасу», и доцент ВГИКа Дмитрий Салынский, исследовавший приёмы цитирования шедевров мирового искусства, которые использовал в своих картинах Андрей Тарковский.
Тонкости мастерства глазами профессионалов представила главный редактор журнала Елена Бехтиева в интервью с легендарным дуэтом отечественного кинематографа – режиссёром Светланой Дружининой и оператором Анатолием Мукасеем. Темой беседы редактора журнала Евгении Андреевой с другим мэтром – кинорежиссёром Вадимом Абдрашитовым – стало своеобразие кинематографического языка, те обретения и утраты, которые неизбежны при внесении в него элементов из арсенала других искусств. А директор Библиотеки киноискусства имени Эйзенштейна Екатерина Хохлова и главный хранитель Государственного центрального музея кино Кристина Юрьева перебирали сокровища богатейшего собрания ГЦМК, рассматривая киноэскиз как самостоятельный жанр изобразительного искусства.
Профессор МАРХИ Елена Овсянникова и доцент МГСУ Николай Васильев устроили для читателей своеобразную «экскурсию» по «Мосфильму», представив его как собрание архитектурных шедевров под открытым небом. Ещё одно путешествие, уже совершенно «виртуальное», организовал редактор проекта «Прогулки по Москве» Александр Усольцев: на кадрах чёрно-белых немых кинофильмов запечатлены виды первопрестольной столицы, утраченные навсегда.
Андрей Тарковский назвал кинематограф «запечатлённым временем». Хочется надеяться, что журнал ещё вернется к этой неисчерпаемой теме.