Евгений Бень. Этюды московского наблюдателя. Избранные эссе и смыслы. – М.: Б.С.Г. – Прогресс, 2023. – 396 c.
В новой книге российского литературоведа и публициста Евгения Беня, выпущенной в рамках издательской программы правительства Москвы, собраны статьи, очерки, эссе, опубликованные в различных периодических изданиях. Успех объединения под одной обложкой такого «разножанрового материала» написавший предисловие к изданию Павел Басинский объясняет исключительной своеобычностью автора, во всех работах которого «дышит страсть исследователя».
Первый раздел книги – «Поступь Серебряного века» – включает литературоведческие работы о В. Ходасевиче, Д. Мережковском, Ф. Сологубе, А. Белом, К. Бальмонте. Особое место в разделе занимают исследования, посвящённые творчеству А. Блока, что не случайно. Несколько лет, с конца 1983 по 1987 г., работая в ЦГАЛИ (теперь – РГАЛИ), Бень вместе с К.Н. Суворовой трудился над созданием «Летописи жизни и творчества Блока». Размышления о творческом и мировоззренческом пути поэта представлены в книге Беня герменевтическим прочтением некоторых стихотворений («Не пробуждай воспоминаний», «Гамаюн, Сирин и Алконост»). Любопытен нумерологический анализ поэмы «Двенадцать»: «...не только двенадцать красноармейцев, не только двенадцать главок. Ещё двенадцать основных картинок с разными ожившими волею гения Блока смотрящими на мир глазами (и об этом ещё не писали). И эти три раза по 12 (всего 36) венчает единственный:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Цифры 12 и 3 в наших комментариях, конечно, не нуждаются. А вот куда менее известное наблюдение: сумма всех целых чисел от 1 до 36 равна 666…»
Заслуживают внимания тонкие и глубокие филологические комментарии Беня к символистскому роману Ф. Сологуба «Мелкий бес». Устанавливая исторические источники популярнейшего в начале ХХ века произведения, он среди прочих указывает «Мёртвые души» Н. Гоголя, сравнивая визиты Чичикова к помещикам с посещениями Передонова «отцов города». Среди тематических последователей «Мелкого беса» Бень называет повесть «Неуёмный бубен» и рассказ «Чёртик» А. Ремизова, «Дьяволиаду» М. Булгакова. Среди современников продолжателем сологубовской традиции Бень считает Ю. Мамлеева.
Разнообразие тематической направленности отличает и второй раздел книги – «В упряжке с временами», куда вошли публицистические работы. Рассуждая о таком явлении, как интернет, автор выдвигает прогностические гипотезы относительно существования традиционной формы книг: «Со временем книги на бумаге превратятся в нечто подобное архивным источникам, а библиотеки станут хранилищами, аналогичными архивам, и посетителями книжных архивов выступят исключительно специалисты разных отраслей, но в основном историки и филологи».
Третий раздел книги – «Негаснущий свет» – посвящён друзьям, близким и людям, с которыми автору довелось встречаться и работать. С искреннем почтением и признательностью Бень пишет о Наталье Соловьёвой, Римме Казаковой, Георгии Балле, Льве Аннинском, Георгии Каменеве. О знакомстве с Натальей Соловьёвой он вспоминает в очерке «Дочь поэта»: «Заснеженный ноябрь 1985 года. В подмосковном Шахматове дебютировали Блоковские чтения. Все доклады, более или менее удачные, прочитаны… обмениваюсь мнением о прошедшем действе с сидящей рядом пожилой женщиной. Оказывается, я разговариваю с внучкой выдающегося историка С.М. Соловьёва, внучатой племянницей великого философа Владимира Соловьёва, дочерью поэта Сергея Соловьёва – троюродного брата Александра Блока».
Евгений Бень – заметная фигура современного культурно-информационного пространства. Новая книга привлекает разнообразием тем, изобилием фактов, меткими наблюдениями, увлекательным повествованием. Это серьёзный труд, в котором реализован многолетний исследовательский и публицистический опыт, отмеченный яркой индивидуальностью автора.
Марина Хлебус