В Доме кино состоялась премьера нового документального фильма Виталия Максимова. Этот режиссёр, о фильмах которого мы не раз писали, продолжает тему подвига русских солдат. И в ХIХ веке, и в Первой мировой войне, и в Великой Отечественной, 75-летие Победы в которой мы скоро будем отмечать, очень много славных страниц, ещё не отражённых кинематографом, много нерассказанных героических историй, трагических поворотов, в которых наши люди проявляли потрясающую стойкость. На этот раз героем Виталия Максимова стал замечательный человек из актёрской среды.
Люди старшего поколения, конечно, помнят фильм Татьяны Лиозновой по повести Веры Пановой «Евдокия». Удивительно душевный фильм, из серии замечательных народных лирических драм выдающейся кинематографистки, в которых были и любовь, и борьба за неё, и юмор, и самое важное: доброта. Главную мужскую роль там играл Николай Лебедев. Так хорошо, что кажется, и не играл, а именно был тем надёжным, красивым русским героем – идеальным и одновременно жизненным. Его Евдоким полюбил женщину, которая поначалу жила с другим, сделала неудачный аборт, потому своих детей иметь не могла, но Евдоким тем не менее так прикипел к своей Евдокии, что без неё не мог. И она постепенно привязалась к нему, и жили они хорошо, и воспитывали приёмных детей, и все жизненные перипетии переживали вместе...
В главной роли блистала звезда 50-х Людмила Хитяева, но Лебедев был ей под стать. И ещё в кино было много ролей, и в «Нормандии–Неман», и в детективе «Человек в проходном дворе», и во многих других фильмах, но гораздо больше ролей было в театре Моссовета, куда Лебедев поступил после окончания школы-студии при МХАТе.
У молодого актёра были такие роскошные данные, что он мог рассчитывать и на приглашение в главный театр страны, во МХАТ, но тогда, в 1950-м, ему помешала строчка в анкете: во время войны был в плену.
Собственно, с этого и начинается фильм Максимова о народном артисте России Николае Лебедеве.
Сейчас ему 98 лет, и, конечно, в Николае Сергеевиче сегодня трудно узнать того молодого солдата, которого мы видим на предвоенном фото. Но так страшно сложились первые месяцы войны, что уже в августе Лебедев, как и сотни тысяч советских солдат, попал в плен. Он перенёс столько же, а может быть, и больше шолоховского героя из «Судьбы человека». Несколько раз бежал из плена, его ловили, он сидел в лагерях смерти, испытал на себе все ужасы человеконенавистнического отношения нацистов к советским людям. Поразила деталь в рассказе Лебедева: баланду, которую давали пленным, приходилось хлебать из пилотки, покуда он не нашёл какую-то консервную банку.
Почти четыре года плена. Выжил. Победа. Перед возвращением на Родину проверка, но метод, который применил офицер-особист, был необычным. У него в кабинете было много трофейного коньяка (видимо, осталось от немцев), он приказал Лебедеву выпить стакан, тот выполнил приказ, ослабленный организм военнопленного моментально «поплыл», солдат опьянел настолько, что ничего скрывать, даже если бы было что, не мог. Проверка прошла успешно. Но воспоминания о пережитом в плену мучают Лебедева до сих пор. Более половины наших военнопленных погибли от голода, болезней, каторжного труда, пыток. То, что пришлось перенести, Николай не рассказывал даже родителям, берёг сердце матери.
После возвращения в мирную, послевоенную Москву он вспомнил об увлечении юности и пришёл в театральное училище. Началась совсем другая жизнь: учёба в Школе-студии МХАТ и – выдающийся режиссёр Юрий Завадский поверил в него и принял в труппу – многолетнее служение сцене Театра Моссовета, где его партнёрами были легендарные актёры Любовь Орлова, Вера Марецкая, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов. В фильме о Лебедеве, как об актёре и человеке, очень эмоционально и уважительно говорили его коллеги по Театру Моссовета Ольга Остроумова, Александр Голобородько, Виктор Сухоруков и когда-то игравший с Лебедевым в спектакле «Ленинградский проспект» Николай Бурляев. Пожелаем же вслед за ними Николаю Сергеевичу здоровья и сил, чтобы встретить в здравии своё столетие.
Ирина Кретова