Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 октября 2024 г.
  4. № 39 (6953) (02.10.2024)
Литература Библиосфера

Светлое Путешествие

03 октября 2024

Лилия Тетерина. Маргаритки. – М.: У Никитских ворот, 2024. – 48 с.

Часто думаю: что заставляет авторов обращаться к детской литературе? Кроме профессиональной писательской работы, тут важны ещё два обстоятельства. Это набор определённых человеческих качеств, где первичны добро и желание не отрываться от истока жизни, от чистоты детства и его впечатлений. Лилия Тетерина всем этим обладает в полной мере. Её книга «Маргаритки» полна чистых стихотворений, где все помыслы добры, а картина мира такая, что в ней хочется быть. Это как дом, куда всегда желаешь вернуться.

Для того чтобы детская книга получилась, надо знать один секрет, одно правило. Секрет в том, чтоб каждое четверостишие было как законченный кадр, мини-видеоклип: ребёнку не нужны умствования и назидания, ему нужен новый мир. А правило основано на доверии. С первых строк надо сделать так, чтобы маленький читатель доверял тебе. Здесь не хватит только мастерства, нужен и вкус, и такт, и чутьё. Посмотрим, как устроены эти стихотворения. Тут необходимо отметить, что автор выбирает временем действия лето. В этом сразу определяется своя образность: лето само по себе прекрасно, но если взрослые уже научились во всех временах года находить радость, то дети всегда ждут лето как вершину мира, вершину счастья. И на эту вершину они забираются с первых строк книги:

Мы узнали по секрету:

Солнце разбудило лето...


Синтаксически это выполнено тонко. Сразу создаёт некую интимность, некое тайное знание, которое автор передаёт читателю. Появляется нечто заговорщицкое, и само чтение переходит в разряд совместных интересных дел. Ведь в рассказанном по секрету много есть такого, от чего не оторваться. В первом стихотворении автор показывает изрядную изобретательность.

Дни рожденья каждый день

Праздновать ничуть не лень

Для цветов большой семьёй,

Приглашать пчелиный рой.

И вручать ползут улитки

Именинникам открытки.


«День рождения каждый день» – это ещё один повод ребёнку стремиться в эту книгу, в её мир. Ведь что может быть прекраснее дня рождения! А тут он каждый день.

Далее мы путешествуем по светлым страницам этой книги. В каждом стихотворении автор находит нетривиальный ход. Она расширяет время, строит предложение не в лоб, гибко, и это для ребёнка радость, он сам приоткрывает завесы и с помощью фантазии способен в игровой форме постичь основные процессы бытия, суть мироздания, созидательную сущность мира и творчества.

Сеяли весной слова –

Выросли игрушки,

Есть и белка, и сова –

Ушки на макушке.


Вот, казалось бы, простое четверостишие. Но сколько в нём мудрости, как грамотно вплетена в игрушечный контекст пословица «Что посеешь, то пожнёшь»! Это своего рода прививка ребёнку от дурной лексики. Посеешь дурные слова – ничего не вырастет!

У Данила стихпортфель,

А у Лизы лыжи

Ждут зимы,

и стихметель

Все побелит крыши.

И стихгород, и стихдом

Открывают двери,

В рифму с неба летний гром

Утверждает: «Верю!»


Вот строки о сути творчества. И здесь зашито послание. Если природа и жизнь доверяют поэту, то это и читателю сигнал: отличать подлинность от подделки надо с помощью природы, всё измерять искренностью и естественностью.

Конечно, Тетерина выросла из традиции. Она многое унаследовала из XIX века. В частности, местами в стихи прорывается светлый пантеизм Льва Мея, одного из пронзительных и любимых мной русских поэтов. Его великие строки «Знаешь ли, Юленька…» своеобразной полифонией отзываются в описании автором этой книги летнего утра, в её простоте и надежде, в её нацеленности на то, что такие воспоминания не забудутся и по ним будет скрепляться память сердца.

Достаточно долгое существование в летних декорациях позволяет читателю ощутить красоту осени. Да, не только летом жив человек. И позволив ребёнку сперва насладиться временем отдыха, забав и бесспорной природной красоты, Тетерина словно просит его немного повзрослеть:

Ночью звёзды светят ярко,

Золотят верхушки сосен,

Днём в лесу совсем не жарко,

Тихо подступает осень.

Прогуляться так приятно,

А река бежать устала.

Пахнет лес

     прохладой мятной,

Осень вяжет покрывало.


Здесь много осенней мягкости. Мудрость человека не в том, чтоб быть постоянно в лете, а в смене состояний. Цикл смены времён года – это константа нашей жизни, и кто понимает его правильность, всегда становится крепче, закалённее духом. Ведь жизнь человека невозможна без трудностей. Главное – научиться их преодолевать. И всякая хорошая детская книга должна не только ублажать, веселить ребёнка, поражать его воображение, но и способствовать взрослению, правильному пониманию серьёзных вещей. Ведь через игру, через образ, через краску это всегда получается лучше и эффективнее, чем в нудном воспитательном ключе. Книга великолепно оформлена. В детской литературе это значимо. Художник Анна Маковская смогла найти нужные краски и образы. Из рисунков выстраивается отдельный сюжет. И он дополняет эту прекрасную книгу.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS