Лилия Тетерина. Маргаритки. – М.: У Никитских ворот, 2024. – 48 с.
Часто думаю: что заставляет авторов обращаться к детской литературе? Кроме профессиональной писательской работы, тут важны ещё два обстоятельства. Это набор определённых человеческих качеств, где первичны добро и желание не отрываться от истока жизни, от чистоты детства и его впечатлений. Лилия Тетерина всем этим обладает в полной мере. Её книга «Маргаритки» полна чистых стихотворений, где все помыслы добры, а картина мира такая, что в ней хочется быть. Это как дом, куда всегда желаешь вернуться.
Для того чтобы детская книга получилась, надо знать один секрет, одно правило. Секрет в том, чтоб каждое четверостишие было как законченный кадр, мини-видеоклип: ребёнку не нужны умствования и назидания, ему нужен новый мир. А правило основано на доверии. С первых строк надо сделать так, чтобы маленький читатель доверял тебе. Здесь не хватит только мастерства, нужен и вкус, и такт, и чутьё. Посмотрим, как устроены эти стихотворения. Тут необходимо отметить, что автор выбирает временем действия лето. В этом сразу определяется своя образность: лето само по себе прекрасно, но если взрослые уже научились во всех временах года находить радость, то дети всегда ждут лето как вершину мира, вершину счастья. И на эту вершину они забираются с первых строк книги:
Мы узнали по секрету:
Солнце разбудило лето...
Синтаксически это выполнено тонко. Сразу создаёт некую интимность, некое тайное знание, которое автор передаёт читателю. Появляется нечто заговорщицкое, и само чтение переходит в разряд совместных интересных дел. Ведь в рассказанном по секрету много есть такого, от чего не оторваться. В первом стихотворении автор показывает изрядную изобретательность.
Дни рожденья каждый день
Праздновать ничуть не лень
Для цветов большой семьёй,
Приглашать пчелиный рой.
И вручать ползут улитки
Именинникам открытки.
«День рождения каждый день» – это ещё один повод ребёнку стремиться в эту книгу, в её мир. Ведь что может быть прекраснее дня рождения! А тут он каждый день.
Далее мы путешествуем по светлым страницам этой книги. В каждом стихотворении автор находит нетривиальный ход. Она расширяет время, строит предложение не в лоб, гибко, и это для ребёнка радость, он сам приоткрывает завесы и с помощью фантазии способен в игровой форме постичь основные процессы бытия, суть мироздания, созидательную сущность мира и творчества.
Сеяли весной слова –
Выросли игрушки,
Есть и белка, и сова –
Ушки на макушке.
Вот, казалось бы, простое четверостишие. Но сколько в нём мудрости, как грамотно вплетена в игрушечный контекст пословица «Что посеешь, то пожнёшь»! Это своего рода прививка ребёнку от дурной лексики. Посеешь дурные слова – ничего не вырастет!
У Данила стихпортфель,
А у Лизы лыжи
Ждут зимы,
и стихметель
Все побелит крыши.
И стихгород, и стихдом
Открывают двери,
В рифму с неба летний гром
Утверждает: «Верю!»
Вот строки о сути творчества. И здесь зашито послание. Если природа и жизнь доверяют поэту, то это и читателю сигнал: отличать подлинность от подделки надо с помощью природы, всё измерять искренностью и естественностью.
Конечно, Тетерина выросла из традиции. Она многое унаследовала из XIX века. В частности, местами в стихи прорывается светлый пантеизм Льва Мея, одного из пронзительных и любимых мной русских поэтов. Его великие строки «Знаешь ли, Юленька…» своеобразной полифонией отзываются в описании автором этой книги летнего утра, в её простоте и надежде, в её нацеленности на то, что такие воспоминания не забудутся и по ним будет скрепляться память сердца.
Достаточно долгое существование в летних декорациях позволяет читателю ощутить красоту осени. Да, не только летом жив человек. И позволив ребёнку сперва насладиться временем отдыха, забав и бесспорной природной красоты, Тетерина словно просит его немного повзрослеть:
Ночью звёзды светят ярко,
Золотят верхушки сосен,
Днём в лесу совсем не жарко,
Тихо подступает осень.
Прогуляться так приятно,
А река бежать устала.
Пахнет лес
прохладой мятной,
Осень вяжет покрывало.
Здесь много осенней мягкости. Мудрость человека не в том, чтоб быть постоянно в лете, а в смене состояний. Цикл смены времён года – это константа нашей жизни, и кто понимает его правильность, всегда становится крепче, закалённее духом. Ведь жизнь человека невозможна без трудностей. Главное – научиться их преодолевать. И всякая хорошая детская книга должна не только ублажать, веселить ребёнка, поражать его воображение, но и способствовать взрослению, правильному пониманию серьёзных вещей. Ведь через игру, через образ, через краску это всегда получается лучше и эффективнее, чем в нудном воспитательном ключе. Книга великолепно оформлена. В детской литературе это значимо. Художник Анна Маковская смогла найти нужные краски и образы. Из рисунков выстраивается отдельный сюжет. И он дополняет эту прекрасную книгу.