Книга известного немецкого философа и социолога написана очень сложным, сугубо научным языком, в ней рассматриваются специальные проблемы, о чём невозможно внятно рассказать массовому читателю в краткой рецензии.
Но есть в книге одна тема, которая для нас, журналистов и читателей «ЛГ», представляет прямой интерес. Эта тема – пресса. Автор пишет, естественно, о прессе западных стран, но мы теперь живём в едином рыночном мире, так что познакомиться с его суждениями очень полезно.
Хабермас рассказывает о том, что крупнейшие американские газеты, такие как «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс» и «Лос-Анджелес таймс», «боятся попасть в руки концернов или фондов, которые захотят «оздоровить» эти претенциозные медиа неуместными представлениями о доходности… Что стоит за такими широковещательными заголовками? Очевидно, опасение, что рынки, на которых сегодня приходится утверждаться национальным газетным предприятиям, не соответствуют той двоякой функции, какую до сих пор выполняла качественная пресса: принося прибыль, удовлетворять запрос на информацию и образование».
Хабермас решительно отвергает чисто рыночный взгляд на СМИ. Отвергает лукавую теорию, что-де потребители (покупатели газет) принимают самостоятельные решения в соответствии с собственными предпочтениями. Нет, говорит он, «в ходе многолетнего чтения как раз и формируются новые предпочтения, убеждения и ценностные ориентации». Критикует он и тех деятелей, которые полагали, что «ответственность за создание и потребление телевизионных передач можно спокойно передать одному лишь рынку». Он считает, что «слушатели и зрители являются не только потребителями, то есть участниками рынка, но в то же время и гражданами, имеющими право участвовать в культуре, наблюдать за политическим процессом и быть причастными к формированию политических взглядов».
Автор разбирает примеры того, как «государство пытается в отдельных случаях защитить такое общественное благо, как качественная пресса». Он считает, что без рыночных механизмов в условиях демократии обойтись нельзя, но они должны дополняться государственным субсидированием СМИ.
Из рассуждений Хабермаса вытекает, что речь идёт не о том, чтобы раз и навсегда принять какой-то «очень хороший», «справедливый», «полезный» закон, а о том, чтобы непрерывно шёл процесс совещательного рассмотрения споров, ибо только на нём основана возможность достичь в долгосрочной перспективе более или менее разумных результатов. Вряд ли эти его рассуждения полезны лишь для Германии или США, нам они тоже могут сослужить пользу.
Эссе о прессе встроено Хабермасом в более широкий спектр рассмотрения современных проблем – в частности, социологических. Здесь он находит основания для немалых тревог, хотя, конечно, речь идёт об уровнях благосостояния, несравнимых с нынешними российскими. Но он зорко видит тенденцию к ухудшению дел и, главное, понимает, отчего это происходит. В связи с этим Хабермас цитирует передовую статью газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг»: «Многие только сейчас сознают, насколько сильно конкуренция со стороны коммунизма, пока она существовала, сдерживала капитализм. Сами по себе демократия и рыночная экономика столь же плохо застрахованы от саморазрушения, как и тоталитарные системы». А мы и не знали…