Хочется верить, что народ наш всё-таки перейдёт к развитию. Причём развиваться нам придётся аварийным порядком – выбираясь из глубокой ямы разрухи и отсталости. Вот если начнём выбираться – тогда-то без идеологии не обойтись.
Почему? Что такое идеология и зачем она нужна? Здесь много всего напутано – и корыстно, и от непонимания.
Идеология – это светская религия. Общая вера, соединяющая людей. А религия, в свою очередь, это система представлений о мире и человеке, принимаемая на веру без рационального обоснования и создающая твёрдые правила поведения.
Человек, имеющий веру, необычайно силён; не зря сказано, что вера движет горами. Когда видишь монастырь в Андах на высоте 3000 метров, построенный безо всякой строительной техники в местности, где и дышать-то трудно, начинаешь это понимать.
А когда узнаёшь, как во время Великой Отечественной войны из Запорожья вывезли на Урал домну размером с 9-этажный дом, – начинаешь понимать, что вера может быть не только религиозной.
Можно ли сегодня обойтись традиционной религией? Думаю, что нет. Да, хорошая идеология должна действовать совместно и дружно с традиционными религиями, но религия не способна ответить на все вопросы и запросы сегодняшнего дня и стать вдохновляющей и ведущей силой для народа. Мы живём в эпоху религиозного оскудения – это приходится признать.
Религия, согласно современным воззрениям, является частным делом – что-то из области культурно-познавательных увлечений. На её место заступила светская религия – идеология. В передовых странах она очень сильна и насаждается всей мощью государства. Это нам они запретили иметь государственную идеологию. А у самих она имеется и играет очень заметную роль. Всем, к примеру, велено веровать в демократию. Или велено уважать права сексуальных меньшинств. И попробуй слово поперёк молви.
Идеология, как и религия, отвечает на вопрос: кто мы такие, кто наши враги и друзья, кто наши герои и мученики за веру. Кто создал наше государство, что для него хорошо и что плохо, почему нет в мире лучше края, чем наш. Блестящее и очень компактное изложение советской идеологии содержится в песне «Широка страна моя родная» – в интернете можно найти полную, не урезанную версию.
Идеология истинная, если народ, вооружённый ею, развивается. Под развитием я понимаю следующее: народ становится здоровее, умнее, квалифицированнее, многочисленнее, поднимается бытовая культура, притом всех без изъятия, развивается наука, делаются впечатляющие открытия, процветают искусства, города и посёлки у этого народа становятся всё более чистыми и комфортабельными, народ этот занимает всё более весомое место в кругу других народов. Если система верований этого народа (идеология) помогает ему в этом – это правильная идеология, даже если кому-то она кажется неверной, странной или даже смехотворной. Если развития нет – она неправильная, даже если какому-то другому народу она замечательно помогла.
В условиях катастрофических идеология помогает народу выжить, сохраниться. Именно такую роль играла традиционная религия, пока она была живой, горячей. В Южной Африке я была в музее истории буров. Там рассказывали о колоссальном переходе, который совершили буры. У них не было никаких книг или газет, была только Библия. И вечерами они читали её вслух, как боевой листок. И они дошли до цели. Вот такую роль играет в жизни вера. Вера представляет собой водораздел между «возможно» и «невозможно». Это я постоянно наблюдаю в деловой среде. Деловой успех определяется весьма часто не какими-то хитрыми расчётами или действиями, а горячей верой в успех и желанием его. «Веришь ли ты, что способен что-то сделать, или веришь, что не способен, – ты прав в любом случае», – говорил Генри Форд, и он был прав.
Когда говорят: «Не надо нам идеологии, это всё гадость, промывка мозгов, дайте людям думать, как они хотят» – это либо интеллигентская наивность, либо злой умысел тех, кто желает ослабить конкурентов. Чтобы жизнь улучшалась, людьми необходимо руководить – и в первую очередь в отношении их мышления. Всё, о чём думает средний, массовый человек, не придумано им самим, а сообщено ему в процессе воспитания и обучения. Даже такое основанное на инстинкте явление, как любовь к родителям, и то требует некоего обучения. «Покажи, как ты маму любишь», – говорят годовалому, и он показывает: обнимает маму. Потом в детском саду он учит стихи о маме, это продолжается в школе – и постепенно он втягивается в любовь к маме как во что-то естественное и безусловное. Что же говорить о более сложных явлениях?
Когда говорят о деидеологизации, речь идёт о том, чтобы расчистить поле для СВОЕЙ, для выгодной себе идеологии. Собственно, именно так и происходило в России в процессе и после перестройки.
Нашим геополитическим противникам (как и любому противнику) выгодно ослабление нашего народа. Лучшим средством для этого является воспитание презрения к собственной стране, её истории, её деятелям – всего того, что прежде составляло источник силы народа. Надо признать, что сделано это было успешно.
Моя покойная мама рассказывала, как в конце 80-х она по пути в Тулу повстречала странную девушку. Ни с того ни с сего эта девушка сказала: «Как я ненавижу пожилых людей. Как увижу человека с седыми волосами – сразу думаю, сколько всякого зла они сделали». Мама не обиделась, а просто сильно удивилась: как же так можно думать? А сколько добра сделали эти люди?..
Эта девушка была просто пассивной жертвой пропаганды тех лет, когда всё советское, а заодно русское обливалось презрением. Освобождённое от собственной идеологии поле немедленно занимает противник. Сегодня нам необходимо овладеть своей собственной территорией.