Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 марта 2025 г.
  4. № 12 (6976) (26.03.2025)
Культура

СВОи непридуманные истории

В Курске современная драматургия находит отклик

27 марта 2025
М. Кочетова, М. Карпович, Ю. Высоченко

Бывают спектакли знаковые, нужные для общества в определённое время, как хлеб... Думаю, что одним из таких спектаклей для Курского драмтеатра стала постановка «Как я остался человеком».

Художественное осмысление текущей современности – событий из истории СВО – невероятно сложная задача для творчества, если хочется создать искреннюю историю, волнующую сердца, ведь авторов и режиссёров наверняка поджидают на пути создания разные подводные камни: агитпроп, конъюнктура или поверхностное знание темы, ибо что могут знать о войне театральные люди… Однако, к моему радостному удивлению, спектакль «Как я остался человеком» в постановке режиссёра Вадима Павленко по пьесе Александра Демченко (автора «ЛГ». – Ред.) оказался предельно искренней историей с яркими и точными метафорами, тонкими аллюзиями, оригинальными сценическими решениями.

Курский драмтеатр имени А.С. Пушкина сотрудничает с Александром Демченко не в первый раз. Дебют драматурга состоялся, когда была поставлена пьеса «Женщина в тени огромного леса», которая определена автором как фантасмагория и посвящена трагедии матери в годы Великой Отечественной войны. В новом спектакле – тема нашего времени. Необычная сценография (художник-постановщик Елена Баженова) переносит и на поле боя, и в разбитую хату приграничья, и в московскую квартиру. Главную роль бойца с позывным Артур проникновенно исполнил актёр Максим Карпович, наполнив свой образ сильной внутренней энергией, воплощая на сцене традиции настоящего психологического русского театра! Интересно, что актёра на главную роль утверждал реальный прототип сценического героя – участник СВО. Дело в том, что спектакль явился результатом творческих усилий многих и многих людей. Пьеса поставлена в лаборатории «Актуальная драматургия о СВО» федерального проекта «Таврида. АРТ», где участники СВО рассказывали личные фронтовые истории и консультировали будущих драматургов. Лаборатория проводилась в рамках федерального проекта «СВОи. Непридуманные истории» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В итоге в разных городах появится 12 новых спектаклей на эту тему. Сами участники исторических событий могут считаться соавторами. Чувствуется, что и актёры Курского драмтеатра тоже многое вложили в своих персонажей. Ещё бы – спектакль в Курске создавался под вой сирен ракетной опасности! Со стороны Украины ракеты и БПЛА летят на Курск каждый день. Но их умело сбивают наши защитники. И так же, как в новом спектакле, курские волонтёры рискуют жизнями при выездах с гуманитарной помощью в оккупированное ВСУ приграничье, случается – погибают… Поэтому, наверное, курский спектакль получился не просто отражением действительности, не зеркалом, а, как писал поэт, «увеличительным стеклом»! Откровенным, честным разговором от имени того, кто воюет и погибает за то, чтобы мы жили в безопасности. В спектакле отражена боль за смерти русских людей любой национальности, за то, что война, которую пытаются завершить воины России, имеет признаки ожесточённого гражданского противостояния: один народ – молотят друг друга… Конечно, впрямую такое не прописано в тексте, но чувствуется в репликах героев, действиях, музыке, во всей постановке Вадима Павленко, которая многомерна, как настоящее произведение искусства. При этом без ухода в мистику и всяческие эпатажные придумки режиссёром найдены необычные смысловые решения: не добьётся добычи чёрный ворон!

Курск – Москва 

Тэги: 27 марта Международный день театра
Обсудить в группе Telegram

Ирина Кумова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нам еще не дано оценить масштаб личности Юрия Григоровича

    30.05.2025
  • Здесь каждый становится гением

    30.05.2025
  • Дышать танцем

    29.05.2025
  • «Жена Марадоны»: история на двоих

    23.05.2025
  • «И всё-таки жизнь – это чудо!»

    23.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS