Бывают спектакли знаковые, нужные для общества в определённое время, как хлеб... Думаю, что одним из таких спектаклей для Курского драмтеатра стала постановка «Как я остался человеком».
Художественное осмысление текущей современности – событий из истории СВО – невероятно сложная задача для творчества, если хочется создать искреннюю историю, волнующую сердца, ведь авторов и режиссёров наверняка поджидают на пути создания разные подводные камни: агитпроп, конъюнктура или поверхностное знание темы, ибо что могут знать о войне театральные люди… Однако, к моему радостному удивлению, спектакль «Как я остался человеком» в постановке режиссёра Вадима Павленко по пьесе Александра Демченко (автора «ЛГ». – Ред.) оказался предельно искренней историей с яркими и точными метафорами, тонкими аллюзиями, оригинальными сценическими решениями.
Курский драмтеатр имени А.С. Пушкина сотрудничает с Александром Демченко не в первый раз. Дебют драматурга состоялся, когда была поставлена пьеса «Женщина в тени огромного леса», которая определена автором как фантасмагория и посвящена трагедии матери в годы Великой Отечественной войны. В новом спектакле – тема нашего времени. Необычная сценография (художник-постановщик Елена Баженова) переносит и на поле боя, и в разбитую хату приграничья, и в московскую квартиру. Главную роль бойца с позывным Артур проникновенно исполнил актёр Максим Карпович, наполнив свой образ сильной внутренней энергией, воплощая на сцене традиции настоящего психологического русского театра! Интересно, что актёра на главную роль утверждал реальный прототип сценического героя – участник СВО. Дело в том, что спектакль явился результатом творческих усилий многих и многих людей. Пьеса поставлена в лаборатории «Актуальная драматургия о СВО» федерального проекта «Таврида. АРТ», где участники СВО рассказывали личные фронтовые истории и консультировали будущих драматургов. Лаборатория проводилась в рамках федерального проекта «СВОи. Непридуманные истории» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В итоге в разных городах появится 12 новых спектаклей на эту тему. Сами участники исторических событий могут считаться соавторами. Чувствуется, что и актёры Курского драмтеатра тоже многое вложили в своих персонажей. Ещё бы – спектакль в Курске создавался под вой сирен ракетной опасности! Со стороны Украины ракеты и БПЛА летят на Курск каждый день. Но их умело сбивают наши защитники. И так же, как в новом спектакле, курские волонтёры рискуют жизнями при выездах с гуманитарной помощью в оккупированное ВСУ приграничье, случается – погибают… Поэтому, наверное, курский спектакль получился не просто отражением действительности, не зеркалом, а, как писал поэт, «увеличительным стеклом»! Откровенным, честным разговором от имени того, кто воюет и погибает за то, чтобы мы жили в безопасности. В спектакле отражена боль за смерти русских людей любой национальности, за то, что война, которую пытаются завершить воины России, имеет признаки ожесточённого гражданского противостояния: один народ – молотят друг друга… Конечно, впрямую такое не прописано в тексте, но чувствуется в репликах героев, действиях, музыке, во всей постановке Вадима Павленко, которая многомерна, как настоящее произведение искусства. При этом без ухода в мистику и всяческие эпатажные придумки режиссёром найдены необычные смысловые решения: не добьётся добычи чёрный ворон!
Курск – Москва