Мне довелось в течение многих лет на страницах «ЛГ» освещать деятельность фестиваля. Сначала было даже интересно, как Андрей Малахов, несомненно талантливый шоумен, справится с архисложной задачей рассказать о подвиге Валерия Грушина, поскольку сам он на фестивале ни разу не был и вряд ли мог представить его дух и смысл.
На суд зрителей было представлено бессвязное буриме из отнюдь не лучших авторских песен и интервью с людьми, многие из которых ни к Валерию Грушину, ни к организации и проведению фестиваля отношения не имели. Они в телешоу выдавались за «звёзд» Грушинского и друзей Валерия. Как я узнал позже, Клуб предоставил Андрею Малахову огромное количество информации по теме и несколько профессиональных фильмов о двух экспедициях членов Клуба на реку Уду, где Валерий погиб в 1967 году, спасая тонущих детей. Материалами этими Малахов не воспользовался и выйти на личный контакт ни с кем из членов Клуба, среди которых были люди, придумавшие и организовавшие Грушинский фестиваль, не счёл нужным.
В результате с экрана зачем-то была рассказана душещипательная история о том, что зубы певице Лолите Милявской лечил ныне покойный муж Натальи Кучер. Возможно, он хороший человек и стоматолог, но никакого отношения, как и Лолита, к фестивалю не имел. При этом, на мой взгляд, не вполне понятно: по каким причинам львиная доля времени передачи о подвиге Валерия Грушина отдана рассказу о житье-бытье вышеназванной Натальи, которая, конечно, как и многие другие на Грушинском фестивале, пишет песни и их исполняет.
Сильно удивила исполнительница песен Галина Хомчик, заявившая, что гимном Грушинского фестиваля является песня «Милая моя». Фестиваль же более полувека идёт рука об руку с песней «Маленькая баллада о большом Человеке», посвящённой Валерию Грушину его студенческим товарищем Борисом Есиповым. С неё начинаются знаменитые ночные концерты на плавучей сцене «Гитара», и её Галина много раз пела с друзьями на Мастрюковских озёрах.
Не менее дико прозвучало и заявление популярного барда Вадима Мищука о «хозяине» фестиваля. Как оказалось, у него есть «хозяин»?! Большего неуважения к сотням общественников-энтузиастов, которые начали и десятилетиями продолжают делать этот песенный праздник, придумать вряд ли возможно.
Особенно досадно, что ведущий не смог или не захотел детально и подробно поговорить с разысканной Клубом и впервые появившейся на фестивальной поляне во время проведения Молодёжного Грушинского в августе прошедшего года Людмилой Аверьяновой. Она единственная ныне живущая свидетельница той далёкой трагедии на реке Уде… И тогда бы с экрана прозвучал её рассказ, а не разноречивые и путаные байки о трагических событиях, которые не только не приблизили зрителей к разгадке «главной тайны Грушинского фестиваля», а внесли сумятицу и раздрай в умы и сердца людей, тем самым поставив под сомнение подвиг Валерия Грушина. Да и сам фестиваль его имени не таков, каким его попытались представить те, кто занимается на его фоне саморекламой. Изначально фестиваль – памятник подвигу студента, погибшего в турпоходе при спасении утопающих.
Хочется надеяться, что фестиваль не станет ни пикником, ни кормушкой для профессионалов от авторской песни, пока его делает Общественная организация Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина, который он сам организовал перед своим последним походом! Да будет именно так!
Владимир Шемшученко, собкор «ЛГ», член жюри фестиваля им. Валерия Грушина