
Владимир Сухомлинов. Всё равно я вернусь. Лирика переломных лет. – М.: У Никитских ворот, 2024. – 112 с. – (101 поэт XXI века).
В четвёртой книге стихотворений поэта и журналиста Владимира Сухомлинова собраны произведения, объединённые темой времени – в самом широком смысле. Это и наше время с его кризисами и катастрофами, и воспоминания о прошлом, и строгий, исполненный надежд и тревог взгляд в будущее.
Одно из запомнившихся мне и, пожалуй, самых сильных стихотворений в книге – «Санки» – погружает в беспечные времена детства:
Покататься бы на санках
И услышать ветра свист!
Помню: в латаных ушанках
Мы летим по горке вниз.
В небе солнце золотое,
Пар клубится изо рта,
Наст как яблоко литое,
Не боимся ни черта!
Мотив детства один из основополагающих, смыслообразующих в сборнике, несмотря на то что стихов, посвящённых данной теме, в нём не так уж и много. Детство играет важную роль в формировании, взрослении каждого человека, и мы то и дело обращаемся к воспоминаниям об этой светлой, счастливой и безвозвратно ушедшей поре: «Я уже ухожу потихоньку на север, / И уже позади детство, мама и клевер». С воспоминаний о детстве начинается ещё одно заметное стихотворение Владимира Сухомлинова – «Люди и кегли»: «Помню фото из детства: / Весь патлат и высок, / Хиппи в грозный винчестер / Водружает цветок».
Детство в поэтике Сухомлинова не ностальгический образ, а один из этапов становления и развития и отдельно взятой личности, и целой страны: «Так я и рос – с друзьями, со страной, / Переживая радости, потери…»
Неравнодушие к происходящему вокруг, категорический отказ закрывать глаза на не всегда приятную реальность, имеющееся собственное мнение по любому вопросу – всё это находит отражение в стихотворениях, включённых в книгу. Поэма «Родина и ты», завершающая сборник «Всё равно я вернусь», – концентрация самых важных вопросов и острых переживаний, связанных с отчизной, домом, местом в мире и на земле:
Ты и боль, и отрада,
Моя странная Русь.
Улететь бы куда-то.
Но зачем? Ведь вернусь.
Вновь весна, одуванчики,
Поцелуй на скамье.
И счастливые мальчики –
И в стране, и в семье.
Ещё одна значимая для Владимира Сухомлинова тема касается взаимоотношения человека с Богом, горечи от осознания утраты главных ценностей, разрушения личности, общества («Прицельно бьют по куполам, / себя в прах руша. / Им побоку: храм или бедлам. / Пустыня в душах»), быстротечности и хрупкости человеческой жизни, важности простых, но столь необходимых вещей:
И как ни вглядывайся в даль,
И сколь ни будь в геройстве искрой,
Но в жизни главная медаль –
Любовь Всевышнего и близких.
Если говорить о поэтическом языке Владимира Сухомлинова, то автор, безусловно, следует традициям классической поэзии. В качестве эпиграфов к своим стихотворениям он выбирает строки Блока, Киплинга, обращается к наследию Есенина, Пушкина и Мицкевича, Маяковского и Достоевского… Собственные предпочтения поэт весьма конкретно определяет в стихотворении «К американцу»: «Когда был юн, влюблялся в папу Хэма, / Его портрет над головой висел. / Америка мне виделась отменной, / Но не скажу, что на неё подсел. / Был ближе Пушкин, он без всякой позы. / И не в себя стрелял – под пулю встал…»
Читатель найдёт в книге немало посвящений – «Роману Костомарову, фигуристу», «Марине Денисовой, актрисе», «Певцу Николаю Рябухе», «Потерянным друзьям», «Дорогим родителям», «Сыну Володе», «Брату Евгению». Такой ход делает сам образ поэта досягаемым, близким, понятным.
Неоднократно Владимир Сухомлинов обращается к форме баллады («Красноармеец», «Маг и соловей»), сочетающей в себе повествовательность и лиричность. Его стихи не производят впечатления искусных стилизаций. Написанные современным, лаконичным и в то же время образным языком, они, думается, без труда найдут дорогу к сердцам многочисленных читателей. Потому что эти стихи не просто о родине, о борьбе, «о времени и о себе», о Боге и о современных событиях. Книга прежде всего о близких людях, правде и подлинных ценностях, обо всём, что необходимо человеку в любые времена, а особенно – в переломные годы.