Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 августа 2024 г.
  4. № 32 (6946) (14.08.2024)
Литература Литературный резерв

Тактика невмешательства

18 августа 2024

Будь ярче!: пьесы молодых драматургов / Предисл. Егора Перегудова и Дмитрия Крестьянкина. – М.: КомпасГид, 2024.– 296 с.: ил.

В сборник «Будь ярче!» вошли пьесы, написанные молодыми драматургами в рамках экспериментального проекта Московского академического театра им. Вл. Маяковского «Подтекст: юность».

 «…Мы с завлитом театра Милой Денёвой и режиссёром Дмитрием Крестьянкиным задумали экспериментальную программу, которая бы привела к нам школьников и студентов и показала театр в его неклассических формах. Так появился проект «Подтекст: юность», – написал в предисловии к книге художественный руководитель театра Егор Перегудов.

При отборе произведений для сборника тот факт, что на момент создания пьес их авторам было от неполных 14 до 19 лет, роли не играл – скидку на возраст в издательстве не делали, оценивая тексты подростков так, как если бы они были написаны взрослыми.

Социальный педагог, режиссёр программы «Подтекст: юность» Дмитрий Крестьянкин обозначил, что организаторами проекта была выбрана тактика «помощи и невмешательства». «Нам было важно увидеть, какие пьесы родятся у подростков, если им дадут полную свободу выбора тем и формы. Мы лишь помогали, поддерживали и по возможности вдохновляли», – отметил он.

Если размышлять о темах, волнующих молодых драматургов, то не обошлось без обращения к давно набившим оскомину литературным персонажам, страдающим аутизмом, и их проблемам во взаимодействии с обществом. Заботят юных авторов и вопросы непреодолимого и трагичного одиночества человека. Новое неожиданное осмысление получают события отечественной истории. Всё это проявляется даже в том, как обозначены в пьесах действующие лица: «Я р и к, мальчик четырнадцати лет с РАС (расстройство аутистического спектра)» – «Ярче, будь ярче!» Катерины Зориной; «Э р и к, аутист» – «Наш космос. Взросление на детской площадке» Александра Миронова; «К а т я, девушка, которая хочет выйти в свет, 18 лет» – «Киты» Валерии Нечаевой; «М а р ф а И в а н о в н а, одинокая старушка» – «Облака» Ксении Чёткиной; «Р а х и л ь, наполовину глухая старая слепая вдова, потерявшая всех своих детей во время войны» – «Как победить ад?» Александра Разова. Кстати, художественное осмысление темы войны у молодых драматургов не случайно – они не просто вспоминают страницы отечественной истории, но и придают ей новое, свежее и острое звучание, приправленное притчевыми, библейскими, метафорическими нотками.

Можно отметить также обращение современных авторов к предшествующему литературному опыту. Так, в основе пьесы Ульяны Даниловой «О жизни и любви» лежит канонический сюжет «Красной Шапочки». Однако, погружаясь в произведение, читатель обнаруживает себя не в сказке, а в современной действительности. Красная Шапочка показана очень живой – она мечтает и сердится, кривляется перед зеркалом, смеётся, спорит со своей мамой, но, несмотря на некоторые столь критичные в определённом возрасте разногласия, очень любит её. Собственно, взаимоотношения между родными людьми – одна из важных тем, которые раскрываются в пьесе. Автор словно приглашает читателя, зрителя, оттолкнувшись от знакомого сказочного сюжета, исследовать чувства и мотивы поступков известных с детства персонажей.

Валерия Нечаева в пьесе «Киты» мастерски работает с речью героев. Фразы точны и предельно достоверны, эмоционально окрашены. Есть что сыграть на сцене. Вот, например: «Что у вас случилось, Анатолий Семёнович? Не можете поладить с учениками? Давайте я сама проведу дальнейшую экскурсию, а вы подумаете, что делать со своим непрофессиональным педагогическим подходом?»

Одна из запомнившихся пьес в сборнике – «2128506». Её автор Вячеслав Запромётов выводит на сцену Ангела и Демона, словно возвращая нас в эпоху символизма. Сюжет между тем вполне земной. В его основе – судьба старика, одинокого, не помнящего, как его зовут. В самом начале пьесы безликий сосед, обозначенный как «Сосед 1», обращается к старику то «дядь Дим», то «дядь Коль». А сама пьеса почему-то отсылает к замятинскому «Мы», где имена персонажей заменены буквенно-числовыми обозначениями.

Обращает на себя внимание пьеса Ксении Чёткиной «Дом». Она очень интересно сделана с точки зрения формы. Автор словно создаёт эскизы, отражающие эпизоды жизни самых обыкновенных людей.

Необычна по форме и пьеса «Мурават» Алисы Суворовой, где, кажется, прозы куда больше, чем драматургии, – тем интереснее произведение может прозвучать на сцене.

Сборник оформлен иллюстрациями художника Ольги Пранкевич, органично дополняющими тексты молодых драматургов.

Алиса Соколова

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Закат, приснившийся земле

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • Шоу ради шоу?

    22.05.2025
  • Не путеводитель

    22.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS