Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 мая 2023 г.
Искусство Культура

«Талант – это чувствительность»

Семён Спивак на сцене и на экране

19 мая 2023

В петербургском Молодёжном театре на Фонтанке состоялась премьера документального фильма о художественном руководителе театра народном артисте России Семёне Спиваке.

Это первый фильм-портрет, созданный Иланной Некрасовой в рамках авторского цикла «Красота спасёт мир», посвящённого выдающимся представителям разных профессий и призваний, которые живут «по законам красоты».

Семён Спивак из тех редких людей, которые при общении с журналистами предельно откровенны. В каких-то случаях потом он и сам задаётся вопросом:

– Не слишком ли я разоткровенничался?

Фильм «Семён Спивак. Красота спасёт мир» и начинается с монолога-откровения, где Семён Яковлевич подробно рассказывает невероятную историю, случившуюся с ним в далёком 1992 году.

– Я репетировал «Грозу» Островского. Вообще-то я репетирую легко – сосредотачиваюсь на работе до такой степени, что словно слышу подсказки откуда-то сверху... И получается спектакль. «Гроза» у меня не шла. Не шла месяц, не шла другой, не шла третий.

Однажды где-то в ноябре я приехал из театра домой часов в восемь вечера. Жена спрашивает: «Ужинать будешь?» – «Да». И вдруг я смертельно захотел спать. Описать это невозможно… Вырубало! Я подошёл к дивану и, как понимаю, мгновенно уснул. И от окна – «хотите – верьте…», как говорят в сказке, – отделилась фигура. Я сразу понял, кто это. Я подумал, что умираю, и спросил: «Ты за мной?» – «Нет, я только на тебя посмотреть». (Мы общались на каком-то подсознательном уровне.) И всё растворилось. Я спал минут пять, не больше.

И на следующий день, хотите – верьте, хотите – нет, репетиции пошли. Произошёл очень важный момент в жизни… После этого я много прочитал об Островском. Он, оказывается, был очень верующим. А так как я об этом не думал, я не видел свет, который он вставил в своё произведение. Очень много света, света души. А теперь я его увидел. С тех пор я понимаю, что такое свет. Я пытался ставить спектакли без света – они у меня не получаются.

В фильме нет кинематографического пересказа биографии героя – нет даже его «семейного фотоальбома». Есть Мастер (именно так, с большой буквы), довольно-таки скромно одетый (джинсы, клетчатая рубашка) для роскошного дворцового интерьера, где преимущественно проходили съёмки; есть реальные результаты его работы – фрагменты спектаклей, принёсших славу Молодёжному театру. Психологический портрет Мастера и Человека (опять же с большой буквы) складывается из его ответов на вопросы Иланны Некрасовой, рассуждений, умозаключений. Спивак то и дело сам задаётся отнюдь не риторическими вопросами.

– Что такое талант? Талант – это чувствительность. А большой талант – большая чувствительность. Искусство для чего существует? Каждый день в быту, на работе, в магазине, в троллейбусе или в трамвае мы забываем свои цели, задачи, призвание, забываем, что такое любовь. Искусство возвращает человека к себе. Когда получается спектакль, я вижу зрителей, которые молча выходят из зала, молча идут по Измайловскому саду и смотрят не под ноги, а на деревья, на небо. Человек вспоминает, что он не только айтишник, предприниматель, учитель, врач…

Почему Спивак вспомнил книгу итальянского актёра и режиссёра Джорджо Стрелера «Театр для людей», даже не саму книгу, а её название – очень точное? Потому что именно такой руководимый им Молодёжный театр на Фонтанке. Театр для людей – не для критиков и членов жюри различных театральных премий.

Предельно деликатно показано Некрасовой театральное «закулисье», и важный момент – на подходе к кулисам Спивак резко останавливается: «Это выход на сцену – здесь у меня дух захватывает». И это, заметим, на тридцать четвёртом году работы художественным руководителем Молодёжного театра!

Вспомнив одну из визитных карточек Молодёжного – спектакль «Дни Турбиных», Иллана Некрасова призналась, что при недавнем «перепрочтении» «Белой гвардии» почувствовала: героям Михаила Булгакова не хватает человеколюбия. И попросила своего собеседника назвать писателей, драматургов, в произведениях которых человеколюбие есть. Первым Спивак – с ходу – назвал Чехова:

– Я только один раз ставил Чехова и сейчас со студентами репетирую девятнадцать его рассказов, но я понял, что он героев своих любит, очень любит и жалеет. Почему-то в меньшей степени женщин…

Некрасова отметила поэтичность спектаклей Молодёжного театра. Семён Яковлевич подтвердил, что он ставит спектакль так, чтобы из слов создать музыку. Слова должны переходить в мелодию, поэтому репетируется каждое слово.

Показан и репетиционный процесс. Отобран по-настоящему живой фрагмент, где на репетиции Семён Спивак не учит молодого актёра, как играть, а советует:

– Ты себя найди! Ты же чистый человек! Ищи живую интонацию!

И удивляется, обращаясь к остальным, занятым в репетиции:

– Почему вы не пользуетесь своим жизненным багажом?!

Конечно, Иланна Некрасова не могла не задать Спиваку вопрос: «Что такое красота?»

– Я думаю, красота – это соразмерность частей, данная Богом.

– Вы верите, что красота спасёт мир?

– Не верю, но после нашего разговора, возможно, поверю...

И замечательный финал, когда Спивак говорит: «А мы будем продолжать верить в человека и рассказывать о нём…», который, конечно же, следует рассматривать как многоточие.

Удачу фильма определяет и прекрасная работа оператора Марии Бережной.

Киновечер имел продолжение. Иланна Некрасова и Семён Спивак «сошли» с экрана в зрительный зал, присели за столик вместе с ведущей встречи заместителем художественного руководителя Молодёжного театра Натальей Бржозовской. Разговор продолжился – теперь уже с участием зрителей.

– Мы не одно десятилетие знакомы, я очень хорошо знаю Семёна Яковлевича, и тем не менее в фильме открылось что-то новое, неожиданное, – призналась Наталья Георгиевна.

Посыпались вопросы из зала.

Иланне Некрасовой:

– Почему герой вашего первого фильма – Семён Спивак?

– Обдумывая сценарий цикла, я вспомнила спектакль «Дни Турбиных», поставленный Семёном Яковлевичем. Это был один из сильнейших «ожогов», которые я получила в театре.

Семёну Спиваку:

– Будет ли что-то меняться в театре, в жизни?

– Жизнь идёт маятникообразно. Сейчас маятник ушёл в крайнюю степень материализма. Скоро пойдёт в другую сторону. Больше людей будет понимать, что такое свет.

Отвечая на вопросы, Семён Яковлевич всё также был предельно откровенен.

Вспомнили и создателя Молодёжного театра Владимира Малыщицкого, который когда-то принимал выпускницу Академии театрального искусства Иланну Некрасову на работу в театр, созданный им после Молодёжного, – Камерный театр Малыщицкого, где два десятилетия она прослужила верой и правдой.

Картина о Семёне Спиваке – её режиссёрский дебют. К тому же в новом виде искусства. Зрители отмечали: фильм получился добрый, тёплый, светлый.

Владимир Желтов,

Санкт-Петербург

Тэги: Режиссер Профессия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Редкий драматург обходится без уголовщины»

    28.12.2024
  • «Театр может быть только авторским»

    19.07.2024
  • Трагедия бытия не есть безысходность

    15.05.2024
  • Профессия, без которой не обойтись

    23.11.2023
  • Главное – атмосфера любви

    04.11.2023
  • Живи всегда в своих учениках

    32 голосов
  • Филипп Шветский: «Мне кажется, девушки сильнее мужчин»

    27 голосов
  • Святочные ужастики

    25 голосов
  • Умер Геннадий Чихачев

    24 голосов
  • К вопросу о „вредительстве“

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS